В Ереване задержаны оппозиционеры
Я уже не раз писал о растущем напряжении в стране, создаваемом властью. Сейчас представители политической группы "Адеквад" задержаны в Ереване. Это те самые "люди в черном", которые якобы своим вызывающим поведением нарушают общественный порядок. И по уже ставшим нормам анонимным звонкам сначала несколько членов группы, а затем и больше десяти было задержано.
Сейчас троих из них отпустили и они записали видеообращение. Однако это уже фактически подготовка к политическому преследованию.
Необходимо четко сформулировать - люди задержаны за выражение своего мнения, но не за действия. И это не первая попытка - по сути полиция политизирована и работает исключительно на Пашиняна. Это попытка запугать противников власти и уже все сильнее напоминает действия Саакашвили 15 лет назад.
"Адеквады" задержаны по доносу. Саакашвили в свое время тоже мотивировал всех доносить. Сейчас в Армении создана платформа для доносительства - azdararir.am, по стране развешаны плакаты, призывающие доносить и мы уже смирились как будто это норма. Имея такой исторический опыт, в армянских традициях это воспринимается неприемлемым, но те, кто это оправдывают и поддерживают, о традициях либо понятия не имеют, либо борятся с ними.
Для хронологии подготовки властями почвы для арестов см. статьи:
- О блокаде судов и нарушении Конституции правительством (20 мая 2019)
- Заявление Никола Пашиняна – о заговорах, переходном правосудии и якобы общественном запросе на разгон судов (20 мая 2019)
- «Железный удар» Пашиняна по «людям в черном»: опасные тенденции в отношении политических свобод в Армении (7 июня 2019)
В последней статье также приведена статистика запросов в Facebook, согласно которой за полгода с июля по декабрь 2019 года было запросов на получение информации по профилям больше, чем за предыдущие 5 лет. Глава СНБ уже отреагировал, сказав что если будет повод, то "люди в черном" будут арестованы.
И вот они задержаны, причем сразу массово. Получается, у Никола Пашиняна не может быть оппозиции. Есть только заговорщики, государственные предатели, контрреволюционеры и представители прошлой коррумпированной системы (терминология в точности сохранена). Стилистически, конечно, это больше всего похоже на сталинизм, хотя на практике сегодня никакого сталинизма не будет и это просто невозможно.
Но Армения - член Совета Европы и это уже накладывает ограничения на власть. Например, в деле Кочаряна, в котором пока никаких доказательств нет. И в ЕСПЧ, конечно, это дело развалится. Более того, даже дело Манвела Григоряна пахнет очень плохо - ЕСПЧ признал в форме его содержания факт пытки и требует позволить перевести его в больницу. И эта новость была распространена через день после того как распространилось сообщение о том, что генерал впал в кому.
Генерал совершенно неприятный персонаж - это действительно так. И наверняка совершил немало преступлений. Однако вопрос - была ли необходимость, чтобы он находился в заключении? Сначала его выпустили, затем - после ряда акций его противников - вновь взяли под стражу. Получается, вот как выглядит легитимность суда по Николу Пашиняну. Толпа должна принимать решения, а не суд. Я уже говорил, что новая власть страдает от правового нигилизма - они вообще не понимают, что такое закон. И это лишь еще одно проявление.
Так и тут - не нравится Артур Даниелян - можно его арестовать. Это чисто политическое дело и в таком качестве оно все же первое для власти. Скорее всего, "адекватов" сейчас не посадят, но вполне возможно, что к этому придет в скором будущем. Веря обещаниям о лучшей жизни или хотя бы о мести бывшим угнетателям, общество проглотит это.
А Пашинян и вся революционная когорта не заметили как они превращаются из "борцов за свободу" в главных ее угнетателей. Напоследок, процитирую Мартина Нимёллера, говорившего о Германии:
Когда они хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом.
Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня.