Внутриполитическая ситуация в Армении, лето 2019 года
На протяжении последнего года я регулярно делал обзоры по внутренней политике Армении, поскольку обращаться ко всем событиям по отдельности не хочется – масштаб их, как правило, не тот, либо бывает занятость. Но за июль-август я на эту тему почти не писал, поэтому материал уже накопился. Наконец, сегодня произошло важное, пусть и локальное событие. Конституционный суд принял решение по делу Роберта Кочаряна о том, что на него должна распространяться статья о неприкосновенности, что означает, что он должен быть отпущен на свободу на ближайшем заседании суда. Это из самых новых событий. Вообще же лето было нестандартно жарким - как в прямом, так и в переносном смысле. Кое о чем уже было написано. Для начала ссылки на публикации по внутренней политике Армении за последнее время:
- Проблемы в системе управления Армении через год после «Бархатной революции» 10 июня 2019,
- Съезд правящей партии Армении – результаты 19 июня 2019,
- Политика Армении, июнь 2019 года (опросы, отношения с Россией, свобода слова) 22 июня 2019,
- В Иджеване столкновения – пострадавшие полицейские, внутренние войска в городе, ситуация в регионах и реакция правительства 19 июля 2019,
- К интервью Никола Пашиняна и политической ситуации в Армении 21 июля 2019
Споры вокруг золотого месторождения
Пару недель назад я, совсем не основательно, касался вопроса о золотом месторождении в Армении. Я не могу на это претендовать, поскольку есть много людей, лучше меня разбирающихся в вопросе. Много об этом писал в своих записях в Фейсбуке Артур Мартиросян, разбиравший многие обстоятельства этой золотодобычи. Поэтому мое мнение не очень профессиональное. Но тем не менее, оно сложилось в виде следующей цепочки.
А. Ни в одной развитой стране рудник с открытым способом добычи вблизи важнейшего курорта построить не позволили бы. Армянские власти пошли на это, причем три раза – сначала Кочарян, потом Саргсян, потом Пашинян.
Б. Факты показывают, что на Армению с этими целями оказывалось внешнее давление, в том числе политическое. Два дня назад на сайте opendemocracy.net была опубликована статья о критике в адрес Форин Офиса Великобритании за поддержку золотого рудника. Прямую поддержку проекту оказывал также посол США.
В. Общество Армении крайне неоднозначно относится к идее эксплуатации рудника. Новостное агентство «А1+» утверждает, что провело опрос, по которому 44% считают, что эксплуатация рудника безопасна, а 43% - что опасна. Никаких данных по методологии не представлено, поэтому данные более чем сомнительны, но если все же допустить, что они реалистичны, это будет означать, что по данному вопросу впервые на стороне правительства абсолютное меньшинство потенциальных избирателей, а в то же время общество расколото пополам. Разумеется, без твердой позиции властей число сторонников эксплуатации рудника было бы минимальным.
Г. На уровне публичного дискурса «ведут» противники. Это дает многим (но не мне) почву предполагать, что большинство – против рудника. Идея о референдуме, вброшенная в общественное поле, была плохо принята представителями властей, а один из депутатов сделал довольно грубое высказывание о том, что простой гражданин не должен иметь «большее чем у него» право голоса по этому вопросу. В действительности, каким будет голосование на референдуме никто не знает. Но я заметил совершенно другое. Это первый за последний год вопрос, по которому представители действующей и прошлой власти высказывают одинаковую позицию. Поэтому, следуя логике Кочаряна, можно сказать, что сформировался «Консенсус-2» (минус два), в котором общество отвергает не только позицию нынешних властей, но и прошлых (которую даже не замечает в данных обстоятельствах). И это в некотором роде модельная ситуация.
Д. Также, в обществе впервые раскол происходит не по линии «революция/контрреволюция», спор об Амулсаре – спор среди бывших революционеров – все противники в прошлом сторонники Пашиняна. Это размывает ядро его сторонников.
Е. Перейдем к самой шахте. Обсуждение всех обстоятельств эксплуатации рудника с природоохранной точки зрения, высвечивает, на мой взгляд, совершенно недопустимый уровень риска. Поскольку ядовитые вещества будут сохраняться еще на протяжении столетий, а период эксплуатации довольно короткий, причем Армения получит лишь 15% от всего дохода, проект более чем спорный.
Ж. В заключении самого «Эларда», который, как оказалось, уже обслуживал интересы нефтедобывающих стран и компаний, выводы совсем не столь однозначны, как это заявлялось ранее. В СМИ сначала пошел поток информации о том, что «Элард» дал положительное заключение по поводу эксплуатации рудника. Однако в результате онлайн-конференции премьер-министра Пашиняна с представителями компании, оказалось, что выводы куда более спорные, это, мягко говоря. Сейчас уже говорят о новой комиссии и новой проверке рисков эксплуатации рудника. В то же время, оказалось, что начиная со страницы 123 в докладе Эларда есть секция вопросов и ответов, где в довольно обтекаемой форме указано, что риски недопустимы. Там указывается и о том, что нормальной системы защиты воздуха, воды, геологии, нет, не рассчитаны риски и так далее. Также, говорится о том, что в случае землетрясения, что в Армении, как мы знаем, не редкость, может произойти разрушение хвостохранилища и заражение природы на сотни лет или даже более тысячи лет, а реабилитация шахты займет (в случае отсутствия проблем) 30 лет и не менее 78 миллионов долларов. По факту, заключение – отрицательное.
З. Говорить об экономической выгоде применительно к Амулсару нецелесообразно, поскольку на другой чаше весов – озеро Севан, Воротанский каскад, минеральные воды Джермука и вся курортная зона. Более того, в последние 15 лет в Армении происходила очень активная промышленная эксплуатация недр. Она дала очень ограниченный эффект в смысле наполнения бюджета, очень мало добавила к занятости, но уже истощила запасы полезных ископаемых и оставила огромное количество «хвостов». Последний проект – Тегут – доказал правоту экологов, а не экономистов, а ситуация с экологией как во всемирном, так и в локальном армянском масштабе ухудшается с такой гигантской скоростью, что начинает наносить экономические убытки уже не в перспективе 50 лет, а прямо сейчас.
Самое главное, что вопрос не закрыт и будет головной болью для властей еще на протяжении довольно долгого времени. В результате, власти отложили ратификацию Стамбульской конвенции до следующего года. Стамбульская конвенция потенциально вызовет такое же неприятие в обществе, но будет стоить больше голосов, и при этом одновременно с вопросом Амулсара уже вызовет эффект снежного кома.
Роберт Кочарян выйдет на свободу?
Вопрос судьбы и политического будущего Роберта Кочаряна продолжает оставаться одной из ключевых политических проблем Армении и, вполне возможно, останется таковой еще надолго. Сегодня глава Конституционного суда огласил решение, согласно которому Конституционный суд счел арест Кочаряна неправомерным. Это означает, что на него распространяется положение о неприкосновенности и он может быть выпущен на свободу.
На это с большой вероятностью последует реакция Никола Пашиняна, два месяца назад назвавшего Конституционный суд «кабаком» и «будкой» Грайра Товмасяна, то есть, политические власти будут трактовать это решение как политически мотивированное, поскольку Грайр Товмасян был связан с прошлой правящей командой. Какой именно будет реакция Пашиняна неизвестно, но адвокаты Кочаряна заявляют, что не принять в расчет решение Конституционного суда будет невозможно. Довольно подробный материал с разъяснением отдельных обстоятельств дела также можно прочесть на сайте Jamnews.
Я уже обращался к теме судя Кочаряна и не буду очень углубляться в нее. Приведу только несколько основных положений.
Дело не доказано и разваливается даже в армянском суде, а уж в ЕСПЧ не имеет никаких перспектив. Это не означает, что Кочарян не виноват, но это означает, что либо вину Кочаряна невозможно доказать, либо она сложно доказуема и следствие с этим не справилось и как факт вина не доказана. Политизация дела играет лишь на руку Кочаряну и самое лучшее, что со своей позиции мог бы сделать Пашинян – это проигнорировать дело, но у него повышенная чувствительность в отношении этого дела, поэтому предсказать его реакцию невозможно. В прошлый раз реакция была невероятно неадекватной – привело к давлению на малые оппозиционные группы, а также на судебную систему. Впрочем, тогда благодаря шумихе Пашинян передумал подвергать правовую систему «веттингу».
Уголовно-политические дела
18 августа распространилась информация, что Россия отказала Армении в выдаче Миграна Погосяна, генерала-майора юстиции, обвиняемого в Армении в коррупции. Ему предоставлено политическое убежище, хотя в апреле казалось, что вероятность выдачи не такая уж маленькая. Я подробно писал об обстоятельствах дела несколько месяцев назад: Мигран Погосян будет экстрадирован в Армению? Все обстоятельства дела, где указал, что это дело также является тестом на уровень взаимоотношений – и, как мы видим, тест не был пройден.
27 августа был арестован Гагик Хачатрян, бывший министр финансов, а ранее – глава налоговой и таможенной служб/комитета госдоходов (институциональное оформление менялось). Противники Пашиняна осмеяли это решение, расценив его как попытку отвлечь внимание от Амулсара и других проблем и поправить рейтинг. Если даже и был такой мотив, то это действительно не сработало. В то же время, проблемы Пашиняна с рейтингом не должны быть причиной отсутствия расследования в отношении Гагика Хачатряна. Лично у меня это вызывало недоумение, поскольку Хачатрян считается самым коррумпированным чиновником независимой Армении за все годы независимости – конечно в действительности оценить это сложно. Но факт, что будучи чиновником, имеющим доступ к государственным финансам, Хачатрян стал владельцем огромного состояния. В то же время, схема возмещения государству нанесенного ущерба или хотя бы его части, представляется наиболее адекватным решением в сравнении с тюремным сроком.
Власти Армении проводят ряд реформ, похожих на то, что было предпринято в Грузии 15 лет назад. В частности, отдельные лица могут быть наказаны за принадлежность к уголовному миру, то есть, к «касте» воров в законе. Стоит отметить, что такие же меры собираются принять или уже приняли и в России. В Армении, в отличие от Грузии 15-летней давности, это не является такой уж серьезной проблемой, но, во-первых, влияние воров в законе все еще не ликвидировано, а во-вторых, если уж копировать модель, то целиком.
Готовится еще одна реформа – раскрытие реальных собственников имущества (водного, земельного, а также строений, прочей недвижимости и бизнеса) ради повышения прозрачности и доверия в отношении государственных чиновников. Мера планируется к реализации уже с начала сентября. Реформа производится в рамках инициативы «Сотрудничества открытого управления». В результате, если какое-то имущество оформлено на родственника, на водителя, друга и пр. – будет устанавливаться реальный собственник этого имущества, что будет влиять на возможность по вовлечению в работу парламента и других органов власти. Это еще одна антикоррупционная мера, наряду с другими мерами, такими как создание ряда антикоррупционных органов и советов, которые планируются для замещения Специальной следственной службы Армении.
Все вышеприведенное – лишь часть событийной канвы, возможно будет продолжение по внешней политике, со взглядом вперед.