Почему задержали публикацию экономической статистики Армении?
Сегодня не были опубликованы данные по экономике Армении за 2018 год. Случай особый, поскольку на протяжении всех последних лет эта публикация была очень регулярной.
Начиная с 2005 года и до 2009 года каждый месяц 20 числа публиковались обобщенные предварительные статистические показатели. Это включало данные, отражающие динамику ВВП, а также объем выпуска по секторам – промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и услуги. Вместе с этим также публиковались данные по динамике цен, зарплат, производство электричества, внешней торговле.
С 2010 года по рекомендации Евростата, а возможно статкома СНГ, Армения перешла на публикацию «показателя экономической активности», который представляет собой краткосрочную оценку динамики выпуска (публикуется только в виде индекса роста). С тех пор, ежемесячные данные продолжали публиковаться 20 числа, а обобщенные годовые – 25 числа в январе. Но учитывая, что в январе в Армении длинные каникулы, это было понятно, поскольку получение данных самой статистической службой отстает по срокам.
Сегодня я ждал этих данных, но их не опубликовали. В календаре публикации данных было написано следующее – текущие экономические данные – за 2018 год будут опубликованы 31 января, а в дальнейшем будут публиковаться в среднем 25 числа каждого месяца. А сборник «Социально-экономическое положение Армении» будет публиковаться не 28-31 числа каждого месяца, а 5 числа следующего месяца. Говоря о 25 числе каждого месяца, надо учитывать, что в некоторые месяцы, в связи с тем, что 25 число может попасть на выходные, эта публикация может произойти раньше, а иногда – и позже, вплоть до 27 числа.
Почему данные публиковались 20 числа? Самые первые данные о текущей экономической ситуации государство получает уже в конце текущего месяца – это данные об инфляции. Следующая порция приходит между 3 и 5 числом следующего месяца. Это в первую очередь касается внешней торговли, иногда даже Комитет государственных доходов публикует их раньше времени. Также это сделал премьер-министр Карен Карапетян в начале мая 2018 года, когда еще не ушел со своего поста. Тогда же поступают все прочие данные, которые собирает КГД, в том числе статистика зарплат, бюджета и данные предприятий. Далее статистическая служба сводит эти данные и готовит их публикацию. Примерно к 13-15 числу данные уже как правило сведены.
Об этом свидетельствует, например, регулярность публикаций Азстата, который публикует цифры от 13 до 18 числа следующего месяца (а методология там та же самая). Азстат публикует данные в зависимости от числа рабочих дней нового месяца, что говорит о том, что они практически сразу по получении публикуют данные. Армстат публиковал цифры 20 числа, но опять же из-за суббот и воскресений дата могла колебаться – это могло быть 18 число, а могло и 22. Но учитывая, что в соответственный день в 12:00 загружается готовый файл на трех языках, в действительности, файл готов как минимум днем ранее. То есть обычно данные готовы к 17 числу.
Интересно, что политические деятели Армении, публикуя предварительные данные или делая соответственные заявления, разглашали только те данные, которые получает КГД или СНБ, но не Армстат, что показывает, что от Армстата заранее цифры никто не получал. Это положительно говорит о стат.службе Армении, что она сохраняет конфиденциальность данных вплоть до публикации. Однако будет ли это в дальнейшем так?
Скриншот с сайта Армстат.ам
Открытость информации vs премодерация?
Сейчас в Армении изменилась власть и начала снижаться информационная прозрачность. Шушан Дойдоян из центра свободы информации уже не раз обращала внимание на проблемы, связанные с этим, в том числе на тот факт, что мэрия даже начала сокрывать информацию о получателях премий, чего не было в прошлые годы. Это не единственный подобный случай.
Ряд публицистов и экономистов обращают внимание на то обстоятельство, что Степана Мнацаканяна, возглавлявшего статистическую службу на протяжении двадцати лет, переназначил и Пашинян, обвинявший Мнацаканяна в фальсификации в прошлом.
Повышение скорости работы с данными благодаря электронному документообороту привело к повышению оперативности публикации данных уже в середине 2000-ых. С тех пор скорость работы еще выросла. К середине месяца Армстат уже имеет картину экономики страны, но будет придерживать ее до 25 числа. Возникает вопрос, в чем необходимость этой задержки, если данные уже есть. Если мне скажут, что в течение этих дней данные могут уточниться, то с этим согласиться нельзя. Пересмотр данных обычно производится уже на следующий месяц или через несколько месяцев, с поступлением новых данных. То есть задержка будет касаться все тех же данных. Единственное логичное предположение касается возможной премодерации данных, возможно, на политическом уровне. В особенности это актуально, учитывая быстро снижающиеся темпы роста (а политическое значение там имеет только одна цифра – показатель экономической активности к прошлому году). В первом квартале темпы роста ПЭА составили 10.4%, во втором – 7.5%, в третьем – 3.3%, в четвертом – вероятно 2.4%.
Я очень надеюсь, что я ошибаюсь и никакого политического подтекста там нет. Но думаю, что для того, чтобы так считать, у нас должны быть определенные разъяснения на тему того, почему данные, которые доступны к 15 числу, будут «мариноваться» еще 10 дней перед публикацией. Не стоит считать, что это мелочь, учитывая вышесказанное. Даже технические причины в таком случае должны иметь серьезное обоснование, поскольку оперативность сама по себе представляет серьезную ценность.
Что касается публикации «Социально-экономическое положение Армении», то в 2000-2002 гг. он публиковался с задержкой в 40-42 дня после окончания месяца, а с 2003 года начал публиковаться на 30 день после окончания месяца, что вызвано, как я уже сказал, интернетизацией. И вот сейчас, с 2019 года публикация будет производиться на 35-36 день после окончания месяца. Кстати, в Азербайджане аналогичная публикация тоже публикуется в середине месяца.