Продолжающийся внутриполитический кризис в Армении (24-26 апреля)
В данном посте я сделаю краткий обзор событий прошедших дней. Здесь будет просто хронология событий, а также попытка оценить общественное мнение.
24 апреля
24 апреля было решено сделать днем тайм-аута, когда не будет политических действий, а утром 25 апреля должны были пройти переговоры между Николом Пашиняном и Кареном Карапетяном, который временно стал исполняющим обязанности премьер-министра. Впрочем, на митинге Пашинян объявил, что согласно мнению юриста, с которым он консультировался, это не соответствует Конституции и Карен Карапетян остался исполняющим обязанности первого вице-премьера.
Днем Пашинян устроил массовое шествие к Цицернакаберду, таким образом, помимо общего шествия, которое продолжалось весь день, и официального мероприятия, состоявшегося утром, днем Пашинян пошел туда со своими сторонниками. Полиция, в отличие от обычая, на этот раз не направляла и не управляла процессом. Вообще, ее почти не видно. Из-за этого на Цицернакаберд попасть было очень сложно, шествие было плохо управляемым.
Вечером Пашинян провел пресс-конференцию для иностранных журналистов, где вновь был в кепке, с перевязанной рукой, камуфляжной майке и небритый, подкрепляя образ революционного лидера. Многие вопросы касались внешнеполитической ориентации Армении в условиях его власти, либо по меньшей мере, уточнения внешнеполитической ориентации самого Пашиняна. Его ответы никак не отличались от позиции, которой придерживался Серж Саргсян, так что по меньшей мере сейчас разворот не планируется, о чем я уже писал.
Никол Пашинян. Фото «Кавказского Узла»
В то же время, Пашинян сделал несколько примечательных заявлений по внутренней политике. Во-первых, переговоры с Кареном Карапетяном де-факто отменяются: должен быть формат «3 на 3», причем на камеру. Это отменяло предварительную неформальную договоренность, которая была установлена между ними. В то же время, Гагик Царукян объявил о том, что он «поддержит народное движение», несмотря на то, что ему предлагалась серьезная позиция в правительстве. Никол Пашинян выразил мнение, что РПА должна капитулировать и не должна остаться в качестве политической силы. Кроме того, по его мнению, нужно добиться повышения эффективности управления, демократизации страны и роста экономики. Однако то, что отсутствуют какие-либо детали этих программ показывает, что пока что вряд ли можно уверенно говорить, что движение в этих направлениях будет успешным.
Карен Карапетян отклонил такой формат переговоров: РПА не хочет говорить о собственной ликвидации под камеру. Кроме того, переговоры при камерах невозможны и, разумеется, именно Пашинян срывает переговоры, объявляя о том, что переговоры должны быть под камеру, поскольку так переговоры не проводятся. Он хотел повторить этот же номер с Кареном Карапетяном, но дважды в одну и ту же реку не войдешь. Республиканская партия надеялась урегулировать кризис путем разделения своей власти примерно пополам с Николом Пашиняном. Он же решил, что заберет всю власть, поскольку почувствовал такую возможность. Хотя здесь остаются некоторые риски для него – от бесконечных протестов люди могут устать.
25 апреля
Вчерашний день начался с напряженности. Никол Пашинян при поддержке уже блока Царукяна продолжил акции протеста с требованием, чтобы у Армении не было премьера – члена РПА и вообще с требованием ликвидации РПА. В результате цепочки закулисных договоренностей и предательств, продолжающегося давления с улицы, отставки Сержа Саргсяна и включения в протест Гагика Царукяна, власть оказалась в критическом состоянии. Карен Карапетян пытался взять ситуацию под контроль, но теперь уже он стал мишенью оппозиционных деятелей, которые до того вообще избегали критиковать Карапетяна, традиционно имевшего приличный рейтинг и вообще-то не являющегося республиканцем, хотя он и принял членство этой партии.
В течение последних дней, Карен Карапетян провел переговоры с послом США, ЕС, а также с Владимиром Путиным. Кроме того, он пытался взять в руки лидерство Республиканской партией, а также шли слухи, что он создаст отдельную партию. Относительно содержания этих переговоров шли споры – по первоначальным официальным релизам, подходы иностранных представителей были созвучны позиции РПА, но потом, по словам Пашиняна, они их изменили после требования Пашиняна и его группы прояснить содержание переговоров и соответствие их пресс-релизам, опубликованным правительством.
При поддержке Гагика Царукяна, на площади Республики появились цветные экраны, сцена и др. Кроме того, ввиду общего внутриполитического напряжения, начался распада и фракции АРФ «Дашнакцутюн». Сначала два человека покинули фракцию, а потом остальные объявили о выходе из коалиции во избежание полного распада фракции. Таким образом, РПА осталась в парламенте одна, но имея 58 мандатов, она еще вполне функциональна в качестве парламентского большинства. Конечно, только в том случае, если большинство действительно существует: депутаты еще официально не выходили из состава партии, но вполне возможно, что и их лояльность под вопросом. Но в государственном аппарате пока брожений почти не заметно. Все, что смогла оппозиция переманить на свою сторону – одного полицейского из отдела семейного насилия и одного следователя. Это, впрочем, не означает, что в будущем развала не произойдет. 25 апреля вечером состоялась массовая акция протеста, на которой, судя по всему, участвовало до 55 тысяч человек, в течение всего дня проходили митинги в разных частях города. Точное число участников этой акции я не измерял, поскольку основные акции уже завершены, принципиальный вопрос решен – остались лишь детали. Но детали важные – в частности то, насколько будет соблюдена процедура и насколько законным будет процесс.
Ближе к вечеру прошел вброс, что Карен Карапетян подал в отставку. Некоторые даже начали праздновать его отставку, но Карен Карапетян опроверг эти слухи. Ночью прошло заседание РПА, на котором участвовал и Серж Саргсян. Содержание заседания не разглашается, но после него пошли публикации, основанные на слухах, что Карен Карапетян стал лидером партии и партия выдвинет его на голосование в парламенте 1 мая.
На 1 мая назначено голосование в парламенте по поводу кандидатуры премьер-министра Армении. Если публикации о выдвижении Карена Карапетяна соответствуют действительности, это скорее всего означает, что РПА хочет зафиксировать почти равные результаты голосования, где, вероятно, их кандидат проиграет, но с близким результатом, и причем это будет кандидат, приемлемый для общества, что осложнит Пашиняну борьбу с РПА. Причем РПА сама назначает досрочные парламентские выборы, правда Пашинян планирует их блокировать.
26 апреля
Митинги продолжились, но число перекрытых улиц начало снижаться, а людей начало раздражать то, что многие водители стали вести себя дико, скрывать номера, сбивать людей и просто гонять, не говоря уже об улюлюкающей молодежи, выкрикивающей что-то из автомобилей. Никол Пашинян обещал справиться с этим и объявил, что этих людей надо пристыдить. Какое-то время, он даже «поработал» патрульным полицейским. В любом случае, последствия низкой функциональности государства не очень приятные. Судя по всему, и число участников митингов начало падать, 26 апреля вечером было скорее всего около 40 тысяч человек.
Политическая группа, стоящая рядом с Николом Пашиняном – партия «Гражданский договор», а также ряд активистов их общественных организаций, уже объявила, что народ поддержал Никола Пашиняна, и он должен стать премьер-министром как кандидат от народа. В то же время, они сделали очень серьезные заявления: если любой другой кандидат кроме Никола Пашиняна будет выдвинут в премьеры и будут голоса в его пользу, то это будет «государственное предательство» (Арарат Мирзоян). В то же время, временно исполняющие обязанности членов правительства пока выжидают, хотят дать людям выпустить пар и вернуться к диалогу с Пашиняном, вероятно с той же точки, где он был прерван 24 апреля.
Социология на ходу
Во Франции социологические опросы проводятся почти каждый день. В России – каждую неделю. В Украине – каждый месяц. А в Армении – каждый год. Это грустно, поскольку очень мало возможностей отслеживать количественные показатели общественного мнения в реальном времени.
Наконец, немного интересной статистики. Я уже говорил на «глазок», что число демонстрантов 25 апреля составило 55 тысяч человек, а 26 апреля – 40 тысяч. Это по-прежнему огромные цифры, но активность постепенно спадает, как мне кажется. На этих цифрах я не настаиваю, поскольку перестал внимательно изучать численность демонстрантов. Мою оценку численности демонстрантов с 12 по 22 апреля можете посмотреть здесь (с инфографикой).
А теперь попробуем прикинуть социологию происходящего по-другому. Поскольку осталось по сути два лидера, ведущих противостояние в публичном поле, можно попытаться сравнить их рейтинги и уровень поддержки. Естественно, речь идет о Николе Пашиняне и Карене Карапетяне. Последний социологический опрос показал, что рейтинг Карена Карапетяна 27.3%, а Никола Пашиняна – 15.6%. Но это было до «бархатной революции». Естественно, рейтинг Пашиняна сильно вырос с тех пор, но полноценно оценить его невозможно без новых соцопросов.
По состоянию на 22:00 (Ереванское время) 26 апреля 2018 года, у страницы Пашиняна 181.5 тыс. «лайков» в Фейсбуке, а у Карапетяна – 95 тыс. Иначе говоря, соотношение симпатий 1.9 к 1, или, если бы среди тех, кто «лайкнул» две эти страницы провели бы выборы, то Никол Пашинян получил бы 65.6% голосов, а Карен Карапетян – 34.4%. Что касается числа фолловеров, то у Пашиняна их 206.5 тыс., а у Карапетяна – 101.3, соотношение более чем 2 к 1. И если считать, что люди читают то, что им кажется важным, а «лайкают» то, что им симпатично, то индекс важности у Пашиняна еще выше. Если смотреть распределение тех, кто следит за тем, что пишут Пашинян и Карапетян, то в условном «голосовании» Пашинян набрал бы 67.1%, а Карапетян 32.9%. В то же время, число сторонников Пашиняна растет быстрее, чем число сторонников Карапетяна. Однако верно и то, что Фейсбук, хотя там и находится почти половина населения Армении и многие представители диаспоры, не до конца представляет мнение избирателей, а только активно выраженное в интернете общественное мнение, что, как мы знаем, не одно и то же.
Еще на эту тему. На пост Карена Карапетяна о том, что он не уходит в отставку, отреагировало почти 5.9 тысяч человек. На пост Никола Пашиняна о том, что никто из РПА не должен быть премьер-министром отреагировало не менее 14.5 тыс. человек. Соотношение 2.5 к 1. Особенно учитывая, что и в посте Карена Карапетяна далеко не все были рады его решению.
В посте Карена Карапетяна 2.9 тыс. лайков, 2.1 тыс. разозленных смайликов, 452 «сердечка», 110 «плачущих». Если разозленных и плачущих считать за 2 со знаком «-», а сердечки – за 2 со знаком плюс, обычные же лайки – 1 со знаком плюс, то выйдет +3400, -4500, то есть +43.6%, -56.4%. У Пашиняна же подавляющее большинство – позитивные смайлики.