43-летняя сержант Натия Лапачи вернулась из Афганистана четыре месяца назад. Для нее это был первый опыт службы в миротворческой миссии в Афганистане, хотя Натия к тому моменту имела опыт боевых действий в «пятидневной войне» 2008 года.
«Подготовка к миссии намного сложнее самой службы», — сказала Натия «Кавказскому узлу». До переброски на место дислокации военные проходят интенсивный шестимесячный курс подготовки в Грузии, на военной базе «Крцаниси». Обучение проводят американские морские пехотинцы. Затем грузинские военные проводят месяц на немецкой базе «Хохенфельс».
«Во время учений мы постоянно находились под открытым небом — и в снег, и в дождь. В Германии условия максимально приближены к реальности. Там я повредила себе ногу, неудачно спрыгнув на неровную поверхность, но все равно получила хорошие оценки от инструкторов», — рассказала Лапачи.
Натия Лапачи — мать троих сыновей. Все они до недавнего времени служили в одной бригаде в городе Гори. Лапачи вступила на службу в Вооруженные силы Грузии девять лет назад, тогда ей было 34 года. «Я всегда хотела служить в армии и носить военную форму. Может быть потому, что мой отец служил в армии», — сказала Натия.
Она не скрывает, что поехала в Афганистан, потому что нуждалась в деньгах. «Раньше многие не хотели уезжать в Афганистан, но сейчас кризис, а у всех банковские кредиты, долги. Конечно, риск большой, но все равно уезжают, чтобы помочь семьям», — сообщила сержант.
По словам Натии, во время службы за рубежом зачисляется двойная оплата — командировочные за участие в миссии и зарплата за службу в вооруженных силах. «Платят по-разному, все зависит от звания. Рядовой и капрал получают 1040 долларов в месяц. Максимальная зарплата — 2500 долларов», — рассказала Лапачи. Для сравнения: военные на территории Грузии получают от 300 до 1000 долларов.
Срок службы в международной миссии обычно составляет 6,5-7 месяцев, затем происходит ротация. Можно продлить срок службы, но решение об этом должно принять командование.
Участие в международной миссии сулит и карьерный рост — военнослужащие, имеющие боевой опыт, получают большие перспективы.
Сержант Лапачи с одним из сыновей живет в так называемом офицерском поселении в Гори. В порядке исключения двухкомнатную квартиру во временное пользование ей передали по решению министра обороны. Так власти выразили благодарность семье Лапачи за преданность вооруженным силам.
Однако в целом, правительство Грузии практически не предоставляет льгот семьям военнослужащих. Натия Лапачи объясняет это тем, что в стране непростая экономическая ситуация и «не только военным приходится нелегко».