Коллеги Титиева рассказали суду о гонениях на правозащитников в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Работавшим в Чечне правозащитникам угрожали высокопоставленные силовики и лично Рамзан Кадыров, но Оюб Титиев продолжил работу в республике, осознавая исходящую от них опасность, заявили в суде сотрудники Сводной мобильной группы Дмитрий Утукин и Сергей Бабинец. Еще пятеро свидетелей из числа старейшин Курчалоя назвали обвинение Титиева ложным.
Как писал "Кавказский узел", 16 октября Оюб Титиев рассказал суду о пропаже имущества после задержания. Он высказал особенное опасение из-за пропажи травматического пистолета, который может быть использован в преступных целях. Судья объявила перерыв до окончания прокурорской проверки по заявлению о пропаже личных вещей Титиева. На сегодняшнем заседании суда стало известно, что в возбуждении дела о пропаже личных вещей Титиеву отказано.
Оюб Титиев, обвиняемый в хранении марихуаны, находится под стражей с 11 января. Он не признает свою вину и утверждает, что наркотики ему подбросили, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о деле Оюба Титиева".
На сегодняшнем заседании были допрошены пятеро односельчан и соседей Оюба Титиева. Все они дали исключительно положительную характеристику главе грозненского "Мемориала".
Свидетель Салам Дашаев назвал обвинения необоснованными. "Он с детства боролся только за правду и говорил только правду, всю жизнь жил правильно. Обвинение, которое ему предъявлено, - это все ложь. Никогда он не курил и не пил, он религиозный спортивный парень. Он не может иметь отношение к наркотикам, он никогда их даже в руках не держал", - заявил свидетель.
Аналогичные показания дал первый допрошенный сегодня сосед Титиева Султан Дашаев. "Он рос перед нашими глазами, я могу дать ему только положительную характеристику. Он никогда не пил, не курил. Ходит в мечеть, он не может иметь никакого отношения к наркотикам", - сказал пожилой мужчина.
Еще один односельчанин Оюба Хасан Асколов изъявил готовность поклясться на Коране, что Титиев никогда не имел отношения к наркотикам, не выпивал и не курил. Мужчина заявил, что уверен в невиновности Титиева "на 100 процентов".
Допрошенные сегодня пятеро свидетелей - соседи и близкие знакомые Титиева, старейшины Курчалоя, и ранее в защиту Титиева выступали другие пожилые курчалоевцы. Многочисленные выступления "стариков" на стороне защиты стали неожиданностью для обвинения: свидетельства курчалоевских силовиков "сильно падают в цене на фоне выступлений "стариков", чье слово на Кавказе традиционно считается непререкаемым", отмечает в сегодняшнем материале "Новая газета".
Свидетели защиты рассказали об опасениях Титиева
Среди допрошенных сегодня в суде свидетелей был Дмитрий Утукин, который работал в Чечне в составе Сводной мобильной группы правозащитников. Он подтвердил, что в машине Оюба Титиева имелся трекер, отметив, что наличие такого устройства у правозащитников является обычной практикой. Трекеры часто бывают замаскированы под другие предметы, отметил свидетель.
Утукин рассказал суду, что Титиев всегда был обеспокоен вопросами безопасности. "Можно сказать, что Оюб относился к вопросам безопасности параноидально. Он не стал бы хранить в своей машине даже ручку, если ее цвет может вызвать вопросы. Мы тогда даже думали, что он излишне обеспокоен, но как мы сегодня видим, его обеспокоенность была вполне оправдана. Он и нас всегда предупреждал, чтобы мы были осторожны, не выезжали в темное время за пределы Грозного, не ходили поодиночке. Также Оюб не хотел, чтобы мы афишировали наше общение с ним, думал, что это может быть небезопасно для нас", - заявил Дмитрий Утукин.
По словам свидетеля, речь об опасности, исходящей от силовиков, заходила достаточно часто: Титиев занимался делами, в которых были замешаны представители власти, и вероятность давления силовиков на него была высока. Как пример давления властей на правозащитников в Чечне Утукин привел разгром и поджог офиса Сводной мобильной группы и многочисленные провокации в отношении сотрудников "Комитета против пыток".
13 декабря 2014 года грозненский офис Сводной мобильной группы был подожжен. На следующий день были задержаны, но вскоре отпущены двое сотрудников "Комитета против пыток". Преследованиям правозащитников и журналистов, работающих в Чечне, посвящены несколько глав доклада "Как по минному полю: чеченские власти против несогласных", подготовленного правозащитной организацией Human Rights Watch в августе 2016 года и опубликованного на "Кавказском узле".
Утукин также рассказал о личных угрозах одного из высокопоставленных чеченских силовиков сотрудникам СМГ. После заявления правозащитников о причастности бойцов одного из силовых подразделений к похищениям людей руководитель этого подразделения вызвал сотрудников СМГ, обещая разобраться с ними "не по федеральным законам, а по нашим".
Лично глава Чечни Рамзан Кадыров однажды в грубой форме приказал правозащитникам уехать из республики, подчеркнул Дмитрий Утукин.
"Мы были на митинге родственников похищенных молодых людей. К нам подошел очень вежливый сотрудник полиции, представился, попросил наши документы, переписал данные и ушел. Позже мы были приглашены в мэрию Грозного, где был Рамзан Кадыров. Он предложил нам всем убраться туда, откуда мы приехали, и решать там проблемы. Нашему коллеге из Бельгии он сказал, что у них на улице мужчины целуются, и что это проблема серьезнее проблем в Чечне. Мне сказал, что в Нижнем Новгороде, откуда я приехал, тоже полно проблем. [Приказал], чтобы я занимался там их решением", - рассказал свидетель.
После многочисленных угроз, провокаций и нападений "Комитет против пыток" свернул свою работу в Чечне - сотрудники организации, в том числе чеченцы, вынужденно покинули республику, подчеркнул Утукин.
"Мы это неоднократно обсуждали, но Титиев, несмотря на эту ситуацию, не переставал работать. Говорил: "Если я уеду, кто будет этим всем заниматься, кто поможет этим людям?" Оюб считал, что он обязан находиться в Чечне. Люди, которых пытали, родные тех, кто был похищен или пропал, обращались к Оюбу. Ему доверяли намного больше, чем сотрудникам правоохранительных органов", - рассказал правозащитник.
Свидетель охарактеризовал Оюба как очень порядочного, верующего человека, который никогда не курил, не пил и не употреблял наркотики. После предъявления абсурдного обвинения, в которое никто из знакомых не верит, авторитет Титиева среди коллег только повысился - ради защиты прав человека Оюб Титиев пожертвовал собственной свободой, подчеркнул Дмитрий Утукин.
Другой свидетель, сотрудник Сводной мобильной группы правозащитников Сергей Бабинец, подтвердил слова своего коллеги Утукина о постоянном давлении силовиков на Титиева.
"Было ощущение, что Оюб готов к тому, что следующим будет он. Когда КПП практически выгнали из Чечни, начались разговоры, что следующим будет "Мемориал". Оюб часто говорил об этом: он считал, что следующим будет он, что следующим подожгут офис "Мемориала". Он знал, что вслед за Русланом Кутаевым и Жалауди Гериевым ему тоже подбросят наркотики", - заявил Сергей Бабинец.
Жалауди Гериев в сентябре 2016 года был осужден по делу о хранении наркотиков, но назвал его сфабрикованным. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен материал "Главное о деле Гериева: от похищения до обжалования". Президент международного общественно-политического движения "Ассамблея народов Кавказа" Руслан Кутаев также был осужден по обвинению в незаконном хранении наркотиков в Чечне, но не признал вину. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликованы биографии Руслана Кутаева и Жалауди Гериева.
По словам свидетеля, Оюба Титиева следует считать лучшим и наиболее информированным специалистом-правозащитником в Чечне. Несмотря на внешнюю сдержанность, Титиев глубоко переживает каждую историю, отметил Бабинец. Он также полностью исключил возможность, что Оюб Титиев мог употреблять наркотики.
"Запах марихуаны ни с чем не перепутаешь. От Оюба никогда не исходил этот запах, и я никогда не наблюдал у него признаков людей, употребляющих наркотики", - заявил Бабинец.
Депутат Бундестага Нильс Шмид, присутствовавший на сегодняшнем заседании, также считает истинной причиной задержания Титиева его правозащитную деятельность, которая мешала властям республики проводить свою политику. Бундестаг активно отслеживает вопросы нарушения прав человека на Северном Кавказе и осведомлен о практике преследования несогласных в этом регионе по сфабрикованным обвинениям в хранении наркотиков, сообщил парламентарий корреспонденту "Кавказского узла".
Журналистам немецкого телеканала Deutsche Welle, как и другим съемочным группам, не разрешили вести съемку во время процесса, все съемки проводились перед началом заседания и после него. Следующее заседание по делу Титиева назначено на 19 ноября.
Защита назвала формальной проверку по заявлению Титиева
Адвокаты Титиева пока не смогли ознакомиться с материалами прокурорской проверки по заявлению правозащитника о пропаже личных вещей и техники после задержания. Как заявила сегодня в суде сторона защиты, следователь уже две недели избегает встречи с адвокатами Титиева, не давая им возможности изучить материалы проверки. В ходе заседания адвокат Петр Заикин попросил прокурора Курчалоевского РОВД повлиять на следователя и обеспечить защите возможность ознакомления с документами, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
"Следователь устно сообщил мне, что в возбуждении уголовного дела в связи с заявлением Оюба было отказано. С материалами дела нам не удалось ознакомиться, но беглый просмотр постановления об отказе, которое мы получили только сегодня в суде, дает мне возможность делать предварительные выводы - проверка проведена поверхностно", - заявил Заикин корреспонденту "Кавказского узла".
По словам защитника, само постановление составлено поверхностно. "Впечатление, что постановление было написано в течение тридцати минут. Сказать точно, насколько тщательно проводилась проверка, я смогу только после изучения материалов самой проверки, но тот факт, что следователь даже не счел необходимым получить объяснение Оюба Титиева, позволяет предполагать, что проверка была целиком формальной. Цель такой проверки - ничего не искать, версии защиты не исследовать, но сделать все, чтобы отстоять честь мундира незаконопослушных силовиков", - считает адвокат.
Обнаружение телефона и трекера, пропавших из машины Оюба Титиева после задержания, вряд ли поможет отследить его путь следования и доказать версию защиты об обстоятельствах задержания правозащитника - силовики не приложат усилия для установления истины, считает Заикин.
"Если делать геолокацию и использовать все технические ресурсы правоохранительных органов, можно установить, что Оюба два раза задерживали и возили туда-сюда. К сожалению, адвокаты не имеют того перечня полномочий, которые имеют сотрудники правоохранительных органов. Поможет ли нам суд, если мы заявим ходатайство и попросим содействия в сборе этой информации, я не знаю", - заключил адвокат.
Сам Оюб Титиев выразил сомнение, что изъятые у него вещи и техника найдутся. Даже если удастся обнаружить эти вещи, уверенности, что они помогут доказать его невиновность, нет, отметил правозащитник. "Я не думаю, что их найдут. Но если даже найдут, они, скорее всего, будут в неисправном состоянии, и, конечно, никаких данных там не будет", - сказал Титиев корреспонденту "Кавказского узла".
Материалы о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чечне отслеживаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08