Малашенко: Чечня переживает реисламизацию
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чечня переживает сегодня реисламизацию, считает эксперт фонда Карнеги Алексей Малашенко. По его мнению, усилением суфийской ветви ислама в Чечне и насаждением суфийских ценностей президент республики Рамзан Кадыров борется с салафитами — религиозным и политическим оппонентом, а путем возвращения традиционных исламских норм поведения — контролирует общество.
"В Чечне мы наблюдаем политизацию суфийского ислама кунта-хаджийкого течения кадирийской ветви (последователей проповедника середины девятнадцатого века Кунта-Хаджи Кишиева), представителем которого является и Рамзан Кадыров", - заявил Малашенко в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
В Чечне около тридцати вирдов принадлежат к кадирийцам. Кроме суфиев, в Чечне проживают салафиты (которых еще называют ваххабитами) — их влияние распространено, в частности, в горных селах, особенно среди молодежи. Шииты на Северном Кавказе компактно проживают только в одном месте — в Дагестане под Дербентом, где построена суннитско-шиитская мечеть, а в Чечне их влияние не распространенно, рассказал эксперт.
Благодаря Кадырову сейчас Чечня переживает вторую волну исламизации, считает Малашенко. 17 октября открыта гигантская мечеть — очень красивое здание, с примечетскими площадями, она рассчитана на десять тысяч посетителей. Мелкие мечети за последние пять лет открыты по всей республике.
По мнению Малашенко, сегодня властями Чечни осуществляется контроль над суфийским исламом, что является инструментом политики.
"Религиозный фактор становится аргументом политической борьбы Кадырова против салафитов. Кадыров использует религию как политический рычаг для повышения собственного авторитета", - считает эксперт.
"Кадыров пытается ввести систему исламского образования в школы. Новый муфтий объявил о введении ежеквартального исламского семинара в системе высшего образования. Были попытки возродить шариатское образование. Реисламизация оказала особенно большое влияние на молодежь, которой пытаются привить старые традиционные исламские ценности, - продолжает Малашенко. - В частности, молодые девушки сейчас одеты в длинные юбки до щиколоток и носят платки. Письменного указа носить платки по-прежнему нет, и, тем не менее, в официальные учреждения республики без них просто не пустят".
Однако, по мнению эксперта, эти традиционные ценности не везде принимаются старшим поколением, многие его представители - светские люди, поскольку родились в Ленинграде, Караганде и других немусульманских городах. У женщин сорока лет юбки значительно короче. Люди старшего поколения с настороженностью воспринимают возвращение традиционной морали, пропаганде которой особенно подвержена молодежь. По мнению Малашенко, это со временем может привести к размежеванию поколений.
Малашенко не видит необходимости в усиленном строительстве мечетей. Эксперт убежден, что большинство жителей республики прохладно относятся к религии - соблюдают кое-какие основные традиции, но в мечеть ходят редко, "для галочки" — примерно как большинство православных россиян в церковь.
Член Правозащитного Центра "Мемориал" Александр Черкасов заявил, что реисламизацию в чеченском быту не стоит рассматривать в контексте строительства новых мечетей. "Совместная молитва для мусульман — несомненно, очень важное мероприятие, поэтому строительство новых мечетей — положительное занятие. Иное дело — насаждение определенных норм поведения в быту со ссылкой на религию, которое может подходить не всем", - считает Черкасов.
По его словам, мечети в Чечне по определению открыты для мусульман любого толка, и никто не запрещает им молиться вместе. "Конечно, между салафитами и суфиями есть определенные различия — использовать или не использовать четки, сколько раз перебирать пальцами в соответствии с числом употреблений имени Аллаха, но они не являются определяющими", - рассказал Черкасов.
"Известно, что в Сумадинском районе мусульманам различных течений удалось организовать совместные молитвы в тех селах, где были распространены салафиты", - добавил правозащитник.
Салафиты не поклоняются могилам предков и святых, формы молитвы у них немного другие. "Впрочем, различия между различными течениями ислама и борьбу между ними в Чечне не стоит преувеличивать", - считает Черкасов.
"Скорее всего, только амир джамаата может запретить салафитам молиться в той же мечети, что и суфии", - заявил Черкасов, добавив, что продолжают ли существовать джамааты, неизвестно, так как они были разгромлены в ходе войны, и их открытое существование невозможно.
"Если же мечети поблизости не окажется, мусульманин может зайти и помолиться в церковь — сооружение, возведенное в честь пророка Исы, пользуется большим уважением", - заявил Черкасов, подчеркнув, что ислам — значительно более миролюбивая религия, чем принято считать.
"Кавказский узел" ранее сообщал, что ислам в Чечне все активнее входит в жизнь жителей республики. Так, на территории республики строится клиника, в которой больных будут лечить чтением сур Священного Корана. Увеличивается число паломников, совершающих хадж в Саудовскую Аравию - из Чеченской Республики в прошлом году туда отправилось три тысячи человек - вдвое больше, чем в 2006 году.
Заключенных в колонии в Чернокозово в Чечне одевают в одежду, стилизованную под "исламскую". А все женщины, работающие в государственных учреждениях Чечни, должны отныне в служебное время носить головные платки.
Одна из улиц названа именем Солса-хаджи Яндарова, известного религиозного деятеля, жившего в республике в начале ХХ века. В течение всего месяца Рамадан, согласно указу Кадырова, в Чечне был сокращен рабочий день на один час, а родившиеся в этом году в день рождения пророка Мухаммеда дети, получили по 1000$.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08