Наверное для Минкульта Осетии нормально, когда устами Поросёнка-Нюши рассказывается детям России об осетинской культуре, о священных для нас понятиях, но меня если честно коробит. Как коробит в принципе вся извращенная подача этого материала. Почему ребенок впервые знакомящийся с осетинами - единственным индоевропейским, автохтонным народом Северного Кавказа, должен воспринимать нас как смуглых, чернобородых карликов? Почему героиню нартского эпоса Шатану - олицетворение женственности и мудрости, вдруг делают отважной, безбашенной воительницей? Для чего ее имя в мульте произносится искаженно? С каких пор для осетин стало нормой состязаться в еде, когда невоздерженость за столом в традиционной культуре считается большим позором! Зачем вы заставляете подрядчика - создающего мультфильм рассказывать о символизме осетинских пирогов, если сами в этом нихрена не понимаете? Каким далеким от понимания осетинской культуры должен быть человек написавший что пироги символизируют небо, землю и подземный мир? У вас там что - "подземный мир" головного мозга? Хоть бы старших своих в свое время слушали - позорники! Осетинские пироги никого не "олицетворяют", они готовятся в посвящение: первый имени Бога (Хуыцауы номыл), второй посвящен Солнцу (Хуры номыл), третий - Земле (Зæххы номыл). А все эти трансформации связанны с утратой понимания смыслов осетинских куывдов, понимая их буквально, как стихии, небесные тела или природные явления. Между тем, осетины как и все остальные этносы индо-иранского мира всегда считали Мир созданный Творцом - одухотворенным. Вознося молитву над тремя пирогами старики говорили: "Хуыцау - не Скæнæг, Хур - нæ Тавæг, Зæхх - нæ Дарæг!" (Бог нас создавший, Солнце нас согревающее, Земля нас содержащая (кормящая)), понимая под Солнцем и Землей не космические объекты, а самых сильных из созданных Творцом бардуагов от благорасположения которых напрямую зависит качество человеческой жизни, как впрочем и сама жизнь. Создатель (Хуыцау), Хурзарин (дауаг Солнца), Зæхх (дауаг Земли) - имеют за любым праздничным столом осетин посвященный его имени пирог, а прочии фантазии (про небо, про воду, про подземный мир), возникают лишь на почве незнания осетинской традиции, или переосмысления ее постулатов. Это уже как говорится - "горе от ума".
Я не против того чтоб нашу культуру продвигали в массы, рассказывали о ней детям всего мира, но уважаемые инициаторы, прежде чем кому-то рассказывать о культуре народа, сами потрудитесь о ней узнать больше", - написал он.