Деревья умирают стоя
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вчерашний вечер принес жителям Кабардино-Балкарии скорбную весть: ушел из жизни Жантемир Губачиков - общественный деятель, правозащитник. А в начале месяца мы простились с руководителем Координационного совета адыгских общественных организаций, кандидатом исторических наук Желяби Калмыковым. Уход этих двух ярких личностей – огромная потеря для нашего народа.
Жантемир Губачиков. Кадр видео www.youtube.com/watch?v=2gQjjYhp-Jg
Жантемир Губачиков и Желяби Калмыков принадлежали к поколению, которое можно назвать «уходящей натурой». Они воплотили в себя лучшие качества адыгского мужчины – ум, достоинство, благородство и скромность. В нынешнем прагматичном и одержимом жаждой наживы мире они избрали для себя иную ценность – служение людям. Сформировавшиеся как личности в советскую эпоху, для них справедливость была превыше всего. При капитализме же, когда все решают деньги, это понятие стало анахронизмом. С этим два достойных черкеса смириться не могли и, в меру своих возможностей, отстаивали права людей.
Жантемир Губачиков вставал в защиту жителей сельских поселений, отстаивая их право трудиться на земле. Для этого он, используя свой авторитет, обращался к чиновникам, доводил до них суть проблемы и требовал принятия мер. К нему относились с уважением и там, «наверху», и по многим вопросам принимались меры.
Много примеров успешного решения проблем Губачиковым можно было бы привести. Например, при его активном давлении правоохранительные органы вынуждены были отказаться от уголовного преследования десятков фермеров за какие-то мелкие промахи в бизнес-планах. При его активной поддержке и личном участии фермеры обращались в суды за отказ в предоставлении гранта, и зачастую выигрывали иски. Он лично выезжал в села, встречался с людьми, выслушивал их, а потом писал письма к чиновникам, требуя решения проблемы. Так было после жалобы к нему жителей селения Совхозное, которым отказывали в выделении земли.
Много внимания и Губачиков, и Калмыков уделяли проблеме сохранения национального языка, национальной культуры. В 2014 году Жантемир Губачиков и Желяби Калмыков вместе с другими активистами обращались в Парламент и к Главе КБР по поводу закона "Об образовании", который не предусматривал условий для сохранения и развития кабардинского и балкарского языков. По этому поводу было собрано специально собрание общественности, на котором они выступили.
Оба были среди тех, кто подписал письмо на имя Путина с просьбой о том, чтобы в законе «О соотечественниках» предусмотреть исключение для зарубежных черкесов, желающих вернуться на родину, касающееся знания русского языка, как обязательного условия. Они были среди тех, кто подписал обращение к адыгам записать себя на недавней переписи «черкесами», для самосохранения этноса в этом бушующем мире. Они были среди тех, кто озаботился нехваткой учебников по родным языкам в школах и немедленно написал обращение на имя министра образования. Они были везде, где требовалось их участие.
«Кавказский узел» планировал записать с Жантемиром Губачиковым развернутое видеоинтервью – под рубрикой «о времени и о себе».
Увы… не успели. Они оба ушли быстро, неожиданно.
Деревья умирают стоя.
Желяби Калмыков. Фото - https://www.instagram.com/p/CV0TG5VoC0O/