Оправдаться и умереть. 90-летний нальчанин Исмаил Хаджиев добивается отмены приказа о его увольнении
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Трудно найти человека, который бы столь продолжительное время и с таким упорством добивался восстановления справедливости в отношении себя, как это делает житель Нальчика Исмаил Хаджиев. В этом месяце ему исполняется 90 лет, 35 из которых он добивается признания незаконным своего увольнения из органов прокуратуры.
За это время он написал сотни жалоб во все мыслимые и немыслимые инстанции и продолжает их писать до сих пор. На вопрос, зачем Вам теперь-то уже это надо, Хаджиев ответил, что не хочет уходить из жизни с грузом на душе, а хочет, чтобы его восстановили в должности, признав приказ об его увольнении незаконным, и тем самым оправдали его. Что ж, это его право. Другое дело, что есть большие сомнения, что экс-прокурор будет кем-то услышан.
Увольнение Хаджиева с должности помощника прокурора Нальчика произошло в 1986 году в эпоху «позднего застоя», который можно назвать временем партийного чванства и бюрократизма. Работал он в органах прокуратуры КБР на разных должностях с 1967 по 1986 годы. Считает, что «на заметку» к партийным бонзам попал за свою принципиальную позицию, что ему не простили два дела, которые он по долгу службы раскрыл – о приеме за взятки на медицинский факультет КБГУ, в основном студентов из Грузии, в 1967 году и факт незаконного предоставления квартиры жительнице Нальчика в 1985 году.
Первое взыскание Хаджиеву было объявлено в 1981 году, после которого он был освобожден от должности старшего помощника прокурора республики по надзору за соблюдением законности в ИТУ (исправительно-трудовых учреждениях). Основанием ко взысканию послужило событие, связанное с совершением тяжкого преступления одним из освобожденных из мест лишения Крячко, который самовольно выехал за пределы административного района в г. Тырныаузе и с целью ограбления совершил убийство пенсионеров Тюриных. В этом увидели бесконтрольность Хаджиева за исполнением законности администрацией спецкомендатуры, хотя Хаджиев говорит, что надзор за условно освобожденными не входил в его обязанности, для этого были другие структуры.
В 1983 году Исмаил приказом прокурора республики был понижен в должности до помощника прокурора Октябрьского района г. Нальчика. В этот раз его наказание было связано со злоупотреблениями на Нальчикском химзаводе, а именно за то, что он истребовал из ОБХСС МВД анонимное письмо и продержал в сейфе без движения более года. По этому поводу Хаджиев объяснил, что он истребовал письмо с целью установления автора анонимки, но заболел и попал в больницу. В это время было возбуждено уголовное дело по факту "хищений соцсобственности" на химзаводе.
В 1986 году Хаджиев был уволен из прокуратуры «за нарушение паспортного режима и норм жилищного законодательства». Как следует из приказа об его увольнении, будучи прописан в трехкомнатной квартире на пятом этаже, предоставленной ему горисполкомом Нальчика, он переехал на проживание с семьей в частное домовладение в Вольном Ауле, которую приобрела сестра Хаджиева, а затем по договору дарения оформила на его дочь. В квартире стала проживать другая сестра Хаджиева, которая имела договор найма в другой квартире в Нальчике. Руководство прокуратуры посчитало случай с квартирой «нарушением норм прокурорской этики". Хаджиев говорит, что переезд в частный дом был вынужденным - его жена по состоянию здоровья не могла подниматься на пятый этаж. Из решения суда следует, что Хаджиев "сохранил свое право на квартиру с целью незаконно передать ее сестре с целью улучшения ее жилищных условий".
Хаджиев с этого времени обжалует указанные взыскания и добивается их отмены. Нальчикский городской суд, рассмотревший дело в 1996 году, отказал в удовлетворении его иска о восстановлении на работе. Верховный суд оставил данное решение в силе. Экс-прокурор с этими решениями категорически не согласен и продолжает писать жалобы.
С определенного времени Прокуратура КБР прекратила с ним переписку, а на обращения разных общественных и ветеранских организаций в его интересах, она отвечала, что по поводу увольнения Хаджиева "есть не отмененное решение суда". Последний ответ был дан в феврале 2021 года:
«В Обращении, направленном Уполномоченному по правам человека в КБР вы не указываете новых доводов, в связи с чем оснований для удовлетворения Вашего обращения не имеется».
А недавно Хаджиев обратился в Правозащитный центр КБР.
Будучи отставленным, Хаджиев работал юристом на нескольких предприятиях города, занимался общественной деятельностью. Он является членом Ассоциации жертв политических репрессий, участвует в различных мероприятиях. За ним сохранена прокурорская пенсия.
В связи с многочисленными жалобами его пытались привлечь к уголовной ответственности за клевету, в отношении него возбуждались уголовные дела, которые затем прекращались. Однажды его даже взяли под стражу в зале суда, надев на него наручники. На вопрос, «зачем Вам это, ведь даже если Вас восстановят, Вы уже по возрасту не сможете работать, Исмаил ответил:
«Хочу умереть оправданным».