Брачный возраст у народов Северного Кавказа. Еще раз о "чеченской свадьбе".
Тема «чеченской свадьбы» уже порядком поднадоела – было сказано столько, что дальше обсуждать эту тему уже неприлично. Правду мы все равно не узнаем. Возможно, девушка, выросшая в горном селе и не видевшая в жизни почти ничего, сказала «да» от безысходности, чтобы защитить свою семью от всесильного главы местного РОВД, а, возможно, действительно увидела в боевом офицере, «мужественном и достойном», как она говорит в своем интервью, героя своих девичьих романтических грез, свой шанс изменить судьбу.
Комментируя эту историю, только ленивый не сказал о том, что «это у них ( т.е. у нас, на Кавказе) принято», «там всегда одобрялись браки с большой разницей в возрасте между супругами», «вторых жен там берут часто и это в порядке вещей» и т.д. и т.п. Среднестатистического читателя покоробил и возраст невесты – ей едва исполнилось 17 лет. Попробуем разобраться, какой брачный возраст определялся горскими адатами еще совсем недавно.
В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин в 13 лет, для мужчин - в 15 лет. Имперское законодательство указом Николая I (1830 г.) повысило на три года для обоих полов. Законодательство было ориентировано на христиан. Мусульманам Российской империи предоставлялось право руководствоваться шариатом, устанавливавшим минимальный брачный возраст для мужчин в 12, а для женщин в 9 лет (правда, решающим критерием было наличие признаков половой зрелости).
Брачный возраст у черкесов в разных источниках указывается по-разному. У девушек – 15, 17, 18-20 лет. У мужчин – 18, 20-25 и 30 лет. Брачный возраст у черкесских мужчин зависел от сословия, которому они принадлежали. Молодые люди из элитарных сословий могли позволить создать семью раньше, в 20—25 лет, тогда как крестьяне обычно женились в 35 - 40 лет. Сказывалась необходимость заработать репутацию, собрать калым (брачный выкуп), а он был немалым. Девушки обычно выходили замуж не раньше 18 лет, считалось, что только к этому времени они уже научились вести хозяйство.
На фото - мои прадедушка и прабабушка (слева) Намитоков Кадыр Ибрагимович и Намитокова Хацу (с зонтиком). Разница в возрасте между ними 25 лет. Ребенок - мой дед Намитоков Юсуф, ему 1 год, это их первенец. Прожили долго и счастливо, в семье было 10 детей. Фото сделано в Екатеринодаре в 1905 году.
У чеченцев брачный возраст для мужчин наступал в 17-20 лет и в 15-16 - для женщин, но женились юноши обычно в возрасте 23-28 и более лет. Ранние браки среди чеченцев были не распространены, хотя известны факты, когда девушек выдавали замуж и в 14-15 лет.
Нововведение имама Шамиля, заменявшего в землях имамата народные обычаи шариатскими, не пришлось по душе чеченским старейшинам – имам обязывал родителей выдавать дочерей замуж по достижении 15 лет, но чеченские старики не согласились. По традиционным представлениям чеченцев 15-летний возраст не считался совершеннолетием. Хотя именно с 15 лет девушка начинала «выходить в свет» - посещать аульные увеселения, свадьбы, присутствовать на танцах. О девушке этого возраста чеченцы говорили и говорят: «растущая девушка», «кости еще не наполнились мозгом», «на вечеринке держится еще сзади», «сердце поспело - ум еще не дозрел».
По обычному праву осетин минимальный брачный возраст юношей составлял 15- 16, девушек - 12-14 лет. Реально вступали в брак позже, мужчины - в 18-20 лет, а девушки - в 14-18 лет. Как и у черкесов, на брачный возраст влияли сословное и имущественное состояние семей жениха и невесты. Женихи из местных элит женились раньше, а девушки могли позволить себе и выбирать достойную партию, поэтому выходили замуж позже определенного традицией брачного возраста. Еще бы – ведь князья и дворяне не нуждались в рабочих руках и не воспринимали будущую жену как трудовой ресурс, а с брачным выкупом у них вообще не было проблем.
Брачный возраст в Дагестане определялся традицией в 14–15 лет для девушек и в 16–17 лет для юношей. Однако реально ранние браки были редкими. Мужчины женились к 25–26 годам. Этнограф М.Ш. Ризаханова указывает: «… преобладающим брачным возрастом для мужчины были 25–30 лет, для женщины 16–18 лет». У кумыков, по мнению С.Ш. Гаджиевой, браки могли заключаться в 15–16 лет для девушки и 25-26 лет для мужчины. Для лакцев, например, были характерны поздние браки. Это связано с тем, что мальчик еще подростком определялся в ученики к какому-нибудь мастеру, обучался у него 3–4 года, а достигнув мастерства, еще 7–8 лет работал, чаще всего на чужбине, поэтому возвращался в родное село после 25 лет, а то и ближе к 30.
Возвращаясь к чеченской невесте Хеде Гойлабиевой - ее брачный возраст вполне соответствует тому, что предписано традицией. И по меркам чеченского общества, она уже не ребенок. Во всяком случае, ее финальные слова в интервью Лайфньюс мне кажутся не лишенными достоинства и даже вызова.