Сирийские черкесы - адаптация пройдет быстро
Решение по сирийским черкесам в Москве еще не принято, а в Интернете – в блогах и на форумах – уже раздаются скептические голоса о том, что этот проект, в случае его реализации, будет обременительным для федерального бюджета, что сирийцы станут обузой, не будут работать, рассчитывая на какие-то особые привилегии от принимающей стороны.
Однако опыт репатриации 1990-х гг. в Адыгее и Кабардино-Балкарии (в Карачаево-Черкесии репатриантов почти нет) говорит, что это далеко не так.
Во-первых, например, в Адыгее уже есть соответствующая среда, в условиях которой адаптация проходит быстрее.
Есть действующие структуры, как государственные («Центр адаптации репатриантов»), так и общественные, помогающие репатриантам вписаться в новую среду. Хатам Мешвез, давно уже репатриировавшийся из Турции, и Яхья Сташ, репатриант из Сирии, активно работают в этих центрах, помогая соответственно студентам из Турции и арабских стран.
Они сотрудничают с Комитетом по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Республики Адыгея и помогают с выдачей соответствующих свидетельств о принадлежности студентов именно к черкесам, а не к какому-либо другому народу Турции, Иордании или Сирии.
В двух местных вузах – Адыгейском госуниверситете и Технологическом университете – уже учатся студенты из Сирии и Турции, а в этом учебном году на первый курс набрали по квотам для обучения соотечественников 55 студентов из этих стран. Есть преподаватели русского, разработавшие специальные методики обучения русскому как иностранному. ГТРК «Адыгея» вещает на трех языках: адыгейском, арабском, турецком, и с 2009 года сотрудничает с черкесским спутниковым телевидением в Иордании «Нарт-ТВ».
Многое дал и косовский опыт. В 1998 году при активной поддержке Москвы в Адыгее была организована эвакуация косовских черкесов из охваченной войной Югославии. Для репатриантов из Косово недалеко от Майкопа был специально построен аул, который назвали Мафехабль, что значит «счастливый аул». По мере возможности косовцам помогали правительство КБР, бизнесмены фирмы «Меркурий» КЧР, Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов, Адыгэ Хасэ Краснодарского края, Адыгэ Хасэ США (Нью-Джерси и Калифорнии), Хасэ из Иордании, жители Кфар-Кама и Рехьание , где живут черкесы в Израиле, Адыгэ Хасэ Гамбурга.
Тогда 200 тысяч рублей в Фонд помощи репатриантам внес губернатор Краснодарского края Н. Кондратенко, а М. Иругов из селения Исламей (КБР) построил на собственные средства мечеть в Мафэхабле.
Репатриация была для «косовцев» непростой. Сказались и непонимание некоторых местных чиновников, и культурная дистанция, сложившаяся в течение 150 лет пребывания в разных политических и культурных контекстах, особенно заметная в отношении к исламу. Однако она состоялась и вопреки мрачным прогнозам о сроком отъезде косовцев из Адыгеи, из приехавших в Адыгею почти 200 югославских черкесов только около 30 человек уехали в Германию либо в Турцию.
Оставшиеся на родине черкесы сами создали рабочие места,
Анис Апазао, черкес из Сирии, открыл в Майкопе стоматологический кабинет
выучили русский язык, а молодые люди получили образование в Адыгейском государственном университете.
С 1990-х гг. опыт репатриации турецких, сирийских, косовских черкесов показал, что опасения по поводу того, черкесы диаспоры не впишутся в нашу российскую реальность, оказались несостоятельными.
Во-первых, адыги-репатрианты отличаются законопослушностью и лояльностью по отношению к принимающему государству. Это давно отмеченное экспертами качество черкесов позволяло им успешно заниматься военным отходничеством в Польшу и Османскую Турцию в средние века и новое время, а в современный период позволяет потомкам мухаджиров быть идеально интегрированными в силовые структуры и армию Израиля, Турции и Сирии.
Во-вторых, репатрианты ни у кого не сидят на шее, а приносят с собой те трудовые навыки, которыми местные черкесы пока что не обладают. Стоматологические клиники, химчистки, магазины (помню очень давно в Майкопе черкес из Турции впервые открыл магазин верхней одежды, где к покупателю проявляли такое внимание, что советские люди, неизбалованные сервисом, чувствовали себя неловко), маленькие ресторанчики типа фаст-фуд, небольшие фабрики по производству куриного мяса, фабрики по пошиву одежды, школы обучения иностранным языкам, строительные фирмы, открытые репатриантами, создают рабочие места в Майкопе, Нальчике и в тех аулах, где селятся наши соотечественники.
Арсланук Морад (Хъаткъо) приехал из Сирии в 1990-е. Директор ООО "Компас"
Риад Гонежук,сирийский черкес, хирург Городской больницы, Майкоп
Ислам Мухаммед Махер Омар - доцент Адыгейского государственного университета, преподает арабский
Кабартай Хазем - владелец кафе "Роксолана", Майкоп
Все это - уникальный опыт организации своего личного пространства, к которому российские черкесы еще не привыкли. Отличительной особенностью такого опыта является мотивация человека не только на государственную поддержку, но, прежде всего, на личную инициативу и амбиции.
Лет 10 назад моя мама учила в Адыгейском государственном университете русскому языку студентов-первокурсников из Турции и Сирии. Один из сирийских студентов, Фераз, на какой-то праздник подарил нам очень уютные, «веселенькие» домашние часы для кухни с яркими цветочками. С тех пор прошло много лет, но часы так и висят на «своем месте», которое мы нашли для них сразу же. Они идеально вписались в наш Дом и ни разу не сломались… Я думаю, это хороший знак..
Фотографии любезно предоставлены руководством Национального музея Республики Адыгея.