Тени забытых предков
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Ефим Пицаев из Владикавказа рассказывает о судьбе грузин в постконфликтной Северной Осетии.
Ефим Пицаев (псевдоним): "Независимый журналист. Родился в Южной Осетии. Окончил факультет журналистики МГУ. Долгое время жил и работал в Москве. С 2001 года - в Северной Осетии. Был сотрудником службы информации радиостанции и вел ток шоу на местном радио."
Недавно в Северной Осетии наблюдался прямо-таки всплеск интереса к грузинской культуре. В киноконцертном зале "Октябрь", самом крупном во Владикавказе, вмещающем почти полторы тысячи зрителей, выступили "Легенды Грузии". Это танцевальный коллектив, созданный на базе знаменитого ансамбля Сухишвили и Рамишвили. Идея пригласить их в Северную Осетию, которая показалась бы на первый взгляд просто авантюрной, принадлежит грузинам, проживающим в республике. В зале во время выступления, что называется, яблоку негде было упасть, причем пришли на концерт не только грузины, но осетины и русские.
Через две недели после этого во Владикавказе с таким же успехом прошло выступление Тамары Гвердцители, которая сначала не хотела приезжать, мотивируя это тем, что время не совсем подходящее. Председатель грузинского общества "Эртоба" Роберт Цинделиани сам лично решил провести переговоры с певицей. Он специально вылетел в столицу России и сказал ей, что грузины, проживающие в Северной Осетии, настоятельно просят ее приехать и выступить с концертом. Певица согласилась.
В 2009 году подобного рода переговоры с другим известным российским исполнителем, которые опять же проводили не организаторы концертов, как обычно бывает, а представители грузинской общины, провалились. Валерий Меладзе, который раньше был частым гостем во Владикавказе, после августа 2008 года больше там не появлялся. Дело, как говорится, хозяйское.
Незадолго до известных событий Сосо Павлиашвили во время своего осетинского гастрольного турне заявил: "Здесь мои земляки чувствуют себя хорошо, и за это хочется сказать отдельное спасибо всем жителям Северной Осетии, а так же руководству республики". Влияние грузинских традиций в этой республике так же велико, как и в Южной Осетии. Многие северные осетины зачастую с трудом могут разобрать слова, произнесенные на кударском, то есть юго-осетинском диалекте, хотя язык, как бы родной. Но вот такие грузинские слова как "рогорахар", то есть "как дела?", "пъули"- "деньги" и другие, схватываются здесь на лету и понимаются с ходу. Грузины в Северной Осетии никогда не считали себя обделенными, тем более что много было смешанных браков. Только после августа 2008-го была закрыта на реконструкцию грузинская школа, находящаяся в самом сердце Владикавказа. А еще раньше, в начале девяностых, когда к власти в Грузии пришел Гамсахурдиа, многие грузины стали чувствовать себя неловко и уехали на свою историческую родину.
Главная проблема местных грузин сейчас - наладить тесные и дружественные отношения с самой Грузией; занимается этими вопросами все-то же грузинское общество "Эртоба". Однако реакция нынешних грузинских властей не всегда бывает адекватной. Достаточно привести один пример. Каждый год 9 мая проводятся встречи грузинских и осетинских ветеранов. В этот день из Тбилиси во Владикавказ едут, как правило, участники ВОВ, чтобы возложить цветы к памятникам, обменяться впечатлениями, вспомнить Сталина и выпить боевые сто грамм, но в этом году такая встреча не состоялась. Ветераны РСО-А (Республика Северная Осетия - Алания), а это и осетины, и грузины, и русские, напрасно прождали у подножия Крестового перевала делегацию ветеранов из Тбилиси. Они не приехали, хотя до этого им звонили по телефону и они ответили, что непременно приедут. Потом и телефоны отключили, и даже были заблокированы электронные адреса всех ветеранских организаций Грузии. Все поняли, что без посторонней "помощи" не обошлось.
После таких, мягко говоря, неловких моментов те грузины, которые продолжают благополучно жить в РСО-А и особенно те из них, которые все еще желают вернуться в Грузию, задумываются над тем, стоит ли вообще это делать. Многие из тех, кто уехал туда из Северной Осетии в начале девяностых годов, жалеют об этом. По эту сторону Большого Кавказского хребта им нравилось больше. Менталитет, наверное, более подходящий. Грузины в РСО-А впитали в себя осетинскую культуру, быт, традиции. Их всегда здесь хорошо понимали, принимали с радушием, любили, а они, в свою очередь, щедро делились радостью, приходили на помощь, если в этом была необходимость. Короче говоря, были неотъемлемой частью общественно-политической жизни Северной Осетии.
События августа 2008 года существенным образом не повлияли на данное обстоятельство. Однако грузинскую школу во Владикавказе закрыли, но объяснили это тем, что здание старое и нуждается в капитальном ремонте. На самом деле здание почти снесли. Призывы закрыть ее были услышаны после того, как стало известно о том, что в Грузии были закрыты все осетинские школы. Каков привет, таков и ответ. Так подумали в РСО-А, а голоса тех недовольных грузин, которых возмутило сие обстоятельство, в расчет просто не принимались. Надо сказать, что многие жители РСО-А с одобрением восприняли известие о закрытии грузинской школы, а учителя, в свою очередь, говорили о том, что для многих учащихся это станет настоящей трагедией, потому что некоторые грузинские дети, которые там обучались, не владели основами русской письменной и устной речи.
Грузины, проживающие в РСО-А, почти все знают осетинский язык и общаются на нем свободно, а русский для них как родной, однако во главу угла они все же ставят свои традиции и свой язык, и никто их в этих правах (во всяком случае, на территории РСО-А), не ущемляет. Живым примером этого может служить поселок Балта, расположенный на Военно-Грузинской дороге, почти на границе с Грузией. Из Владикавказа туда можно добраться за сорок минут, а проживают там в основном грузины, которые ежегодно с большим размахом отмечают национальные грузинские праздники. Балта - это небольшая частица Грузии в Северной Осетии, где есть все, что нужно грузинской душе. Главное - там есть ощущение того, что она, любимая родина, совсем рядом, можно сказать через дорогу. Надо видеть глаза жителей этого поселка, которые горят искрами счастья при виде гостя, говорящего на их родном языке.
Именно в Балта родился и вырос католикос Илия Второй, который сейчас стоит во главе грузинской церкви. В советское время, когда между Россией и Грузией не было границы, покойников хоронили на кладбище, которое сейчас осталось на той стороне пограничной заставы. До недавнего времени, пока Грузия не ввела безвизовый режим для жителей Северного Кавказа, грузину из поселка Балта, чтобы посетить могилу предков, необходимо было обратиться за визой в грузинское посольство, которое расположено в Швейцарии. При этом не факт, что визу обязательно дадут. Вот и стояли некоторые могилы неухоженными. И смотрели грузины из Северной Осетии, через границу, с грустью на тени своих забытых предков.