Жизнь дагестанских сел
"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".
Bagdat из Махачкалы пишет о жизни в дагестанских селениях.
Bagdat (псевдоним): "Живу в Махачкале. Дагестанский блогер, литератор и фотограф".
Наш край уникален своим природным ландшафтом. Горы, ледники, ущелья, бурные реки, и аулы – замкнутые небольшие поселения, раскиданные по маленьким равнинам в низинах, – все это создает неподражаемый микроклимат в каждой отдельной местности, районе республики. Глобализация тут на деле оказывается глупым мифом, никогда не осуществимым в реальности.
Есть одно радикальное средство – сравнять все эти труднодоступные по большей части поселения с землей, используя тяжелую технику, а всех жителей переселить в города.
Но проект этот дик, противоречит всем этическим нормам, и потому Дагестан, наверно, останется еще на несколько веков фантастическим миром – миром со своей древней культурой, своими нравами…
Да, люди живут в дагестанских селах в бедности, лишенные городского комфорта, зачастую без газа, водопровода, канализации, отопления, практически на одну пенсию и случайные приработки. Ведь сплошь в республике – малоземелье, и сельским хозяйством себя не прокормишь. Сотовая связь, правда, уже распространилась повсеместно.
По статистике в городах Дагестана живет сейчас только 45% населения (хотя на деле гораздо больше – многие сельские жители приезжают на заработки в города). Это означает, что полтора миллиона людей живут в более чем тысячи селениях. Селениях, соединенных с городами часто очень плохими дорогами. Их жители говорят почти на ста языках и диалектах – ведь недаром республику называют "страной языков".
Конечно, сейчас каждый может купить дом и поселиться в каком-нибудь дагестанском селе (хотя не в каждом селе просто так продадут дом или землю чужаку).
Тут вопрос не в цене – стоит недвижимость в горах копейки – за 50-100 тыс. рублей можно купить саклю (дом). Чтобы стать в ауле кем-то, добиться уважения, чужак должен прожить там лет 300. Даже выходца из аула, но родившегося в городе и приехавшего летом отдохнуть в свое селение, местные жители могут поднять на смех - мол, и выговор твой уже не такой, как у нас, на родном языке говоришь с городским акцентом.
Каждый аул - кладезь знаний о человеческих судьбах. Десятки поколений – и каждый местный житель знает всех своих предков до пятого, а кто-то и до седьмого колена. Каждый аул имеет своих старейшин – обычно столетних старцев. Эти люди – живые музейные экспонаты - внушают не просто уважение, они хранители духа данного аула. Они никогда не уедут жить в город.
Обычно сидят они у кладбища и смотрят на дорогу. В глазах этих стариков - Вечность. Сухи морщинистые руки, но для молодого пожать эту руку - большая честь. И слово старика – тут посильнее статьи конституции.
В селе все знают все о каждом. Тут нет места индивидуализму западного образца. Да и законы Российской Федерации тут, мягко говоря, ни для кого не являются обязательными для исполнения.
В суд или в милицию аульчане обращаются только в самом крайнем случае, предпочитая свои проблемы решать сообща, без помощи извне.
Один из недавних примеров: несмотря на протесты республиканской власти, сход одного дагестанского селения обязал несколько семей, которых заподозрили в "поддержке террористов", переселиться в другое село.
Жизнь гор течет по своим законам, синтезированным всеми поколениями, жившими на данной земле – земле бедной, малоплодородной, но своей, родной земле.
Плохо ли это или хорошо и почему это так?
Не берусь отвечать – быть может, потому что это дагестанские горы, и они никогда не станут другими!