Возвращение в Махачкалу
Сообщения СМИ из республик Северного Кавказа все больше напоминают сводки с линии фронта. Как живут люди в Чечне, Ингушетии и Дагестане? Что сейчас происходит в Северной Осетии, вернулась ли жизнь в Беслан после захвата школы пять лет назад? Русская служба Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел" начинают совместный проект "Северный Кавказ глазами блогеров".
Bagdat из Махачкалы пишет о возвращении из Петербурга в родной город.
Bagdat (псевдоним): "Живу в Махачкале. Дагестанский блогер, литератор и фотограф".
В поезде на станции "Кизляр" в вагон вошли три милиционера в бронежилетах с автоматами - я за время жизни в Питере уже подзабыл, что в Дагестане милиционеры одеты, как солдаты на фронте, и поначалу они меня даже напугали. Проверили паспорта выборочно у мужчин и ушли.
Махачкала встретила меня шумным, заполненным людьми вокзалом. Город чистый, красивый, никаких признаков напряжённости. Видимых с первого взгляда…
Однако выйдя на улицу сегодня утром, заметил троих омоновцев - они патрулировали улицу Дахадаева. Два калмыка и дагестанец.
Такие патрули ходят по всем крупным улицам. Больше никаких признаков борьбы с терроризмом.
Хотя - на моей родной улице недавно был взорван милицейский УАЗ, и сильно пострадал салон красоты напротив.
Пошел стричься, купил интернет-карту "Xtreem", через площадь вышел к морю, искупался - людей было не так много, а вода - тёплая-тёплая.
На обратном пути зашёл к брату Арсену. Он стал упрашивать меня взять его с собой в Питер: "Надоело уже тут, это обувное дело меня доконает, больше никуда устроиться не могу..."
Лишать его надежды с моей стороны было бы глупо. У него тут никаких перспектив - разве что стать ментом или бандитом - он не принадлежит к какому-то клану и не имеет за душой ни гроша…
Я ответил: "Поедем в Питер вместе, Арсен. Но не сейчас. Скажу тебе, когда буду туда собираться..."
(А в душе подумал: наверное, сейчас меня самого меньше всего интересует, вернусь ли я в Питер...)
Там - тоска по родине, тут - полная неопределённость и сплошные спецоперации.
По рассказам родни – в одной из них погиб мой односельчанин И. Он входил в группу Маккашарипова. Вместе с ним в том сентябрьском бою погибли четыре боевика и три сотрудника ОМОНа. У него осталась жена и трое детей. Тело его для похорон родственникам так и не выдали…