Выходной пост - Сергей Кастальский, Led Zeppelin и Белый кит.
воскресенье, надеюсь читатели мне простят этот пост "не в тему". хотя, что такое "в тему"?
бесцельно копаясь в интернете набрел на печальную новость - в январе этого года в Москве умер Сергей Кастальский, один из лучших рок-журналистов в Союзе и потом в России. всего 55 лет, инфаркт...
так получилось, что я можно сказать вырос на его музыкальных статьях, сам того не зная. Кастальский писал в "Ровеснике", революционном журнале конца 80-х. тот "Ровесник" за несколько лет я потом перечитывал наверно по несколько десятков раз, хранил их черт знает сколько. публиковавшаяся там рок-энциклопедия была просто кладезем информации, и писал ее тоже Кастальский. в принципе, я только сейчас задумался как много я узнал от этого человека, и как он расширил мой кругозор и вообще повлиял на жизнь. а ведь даже не знал его имени тогда.
имя я узнал гораздо позже, когда в 93 или 94 во Владик начали привозить газету Hot Rock - основным автором которой и был Кастальский. я тогда успел купить только 3-4 номера, потом она куда-то исчезла, но несколько статей запомнил очень хорошо. а одна меня впечатлила самым сильным образом. Кастальский писал о мистике музыки Led Zeppelin и романа Мелвилла "Моби Дик".
огромная аналитическая статья, где он задавался вопросом, почему они назвали свою инструментальную вещь со второго альбома именем этого романа. именно ее, довольно тяжелую для восприятия, так как это в основном барабанное соло. он пытался найти в их музыке поэтику Мелвилла, а в романе дух блюза. и он его нашел, помню как он оригинально процитировал отрывок из романа:
Я запихнул пару рубашек/
в свой старый ковровый саквояж,/
подхватил его под мышку/
и отправился в путь к мысу Горн,/
в просторы Тихого океана.
ведь это действительно звучит как строчки из какого-нибудь блюзового стандарта. в ту пору Led Zeppelin были для меня богами и я конечно взялся за роман, который, так же как и песня, был очень тяжел для чтения, через многие главы я продирался с большим трудом, но одолев его я испытал очень сильный эффект. потом я еще писал реферат по Моби Дику и преподавательница по зарубежной литературе так и не поверила, что я написал его сам.
|
я не нахожу в сети ни этой статьи ни почти никаких других. мои вкусы сильно и не раз менялись с тех пор, но я просто хочу сказать свое запоздалое спасибо человеку, которого я никогда не знал, и который научил меня воспринимать музыку не как развлечение, и не как культ, а как отдельный мир, со своими философами и поэтами. и в котором я живу до сих пор. пойду, послушаю что-нибудь из старого...
R.I.P.