осетинские похороны
в который раз убеждаюсь, что традиционные осетинские похороны имеют кроме чисто траурной функции еще и социальную. То есть, это место, где встречаются и общаются люди. Более того, это единственное место, где многие из них могут встретиться.
Вот и сейчас, проведя три дня на похоронах, я смотрел на многих своих родственников, которые с большим удовольствием встречаются, общаются, обмениваются информацией, и даже принимают какие-то решения, договариваются о чем-то. И после похорон, кроме чувства скорби по ушедшему, остается также приятное ощущение от общения со многими старыми знакомыми, близкими и дальними родственниками, которых ты вряд ли еще где встретишь.
Осетинские похороны, где собираются как правило несколько сот человек (а бывает, что и до тысячи), это своего рода светский раут для нескольких родственных фамилий. В особенности это касается конечно случаев, когда умирает старый человек, смерть которого не имеет особенной трагичности. И конечно я не имею в виду ближайших родственников усопшего. Но для большей части, собравшихся это чаще всего так и бывает.
Да, конечно есть всегда фамильные кувды, праздники, которые как раз для этого и предназначены, чтобы знакомить людей в приятной атмосфере. Но боюсь, что они просто случаются гораздо реже, а похороны в Осетии это то, что преследует человека с детства. Мы с детства видим лица покойников, помогаем ставить во дворе брезентовые палатки, накрываем столы, спускаем гроб с телом с шестого этажа… мы привыкли к этому, если к смерти вообще можно привыкнуть. И когда мы в очередной раз провожаем в последний путь близкого человека, нам не остается ничего, кроме как общаться с живыми.
АЦ