Приграничная торговля в Осетии
конечно, Монголия это не совсем Грузия, за которой сразу Турция, но все-таки в этих словах много правильного, надеюсь местные чиновники прислушаются к реплике этого бурята, члена Комитета Совета Федерации по международным делам.
пограничные зоны нужны, не знаю как в Бурятии, с нашими соседями нужны, но может не в таких масштабах? а то бедную американскую девочку, влюбленную в осетина выгнали из Моздока, вместо того, чтобы сделать ее предметом нашей гордости и как следует пропиариться на этом. но важнее - право субъектов на приграничную торговлю. по закону оно есть, но все делается с письменного или устного разрешения Москвы, все дико усложняется, в итоге мы принимаем одну зарубежную делегацию за другой, подписываем договора о сотрудничестве, но ничего не происходит.
а из соседства надо извлекать экономическую выгоду. в Осетии были пять лет дикого водочного счастья, но больше их нет и судя по всему не будет. осталось только выгодное географическое положение, которое пока кроме громкого звания "форпост" ничего не приносит. кстати, слово "форпост" имеет два значения, более распространено именно значение военной крепости и лично я не хочу жить в этом ощущении фронтового противостояния. второе значение - место для торговли, то чем и должна быть Осетия исходя из своего расположения.
и кстати, вопрос по теме - почему нигде нет информации о переносе гос.границы в начале 90-х? давно слышал, что на несколько километров перенесли Верхний Ларс вглубь России, Шеварнадзе Ельцина уговорил. ни одного слова об этом не нахожу, а было интересно понять где раньше была граница. несколько километров горной территории на границе двух государств и границе проживания двух народов это совсем немало...
Вчера во Владикавказе состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по международным делам. Главной темой обсуждения стали проблемы и практика реализации федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».
Самым ярким стало выступление члена Комитета Совета Федерации по международным делам Арнольда Тулохонова:
— Тут много вопросов, начну с самого простого. Я смотрю в зал и не вижу ни одного пограничника и экономиста. Как Осетия хотела бы развивать и отвечать на вопросы, которые здесь поднимали – не знаю. Но у нас в Бурятии этот вопрос поднимался неоднократно. И передо мной лежит одно из писем, в котором спрашивается: а зачем нам нужна пограничная зона, которая запрещает въезд гражданам России на 5-ти, а то и 25-ти километровую зону? ФСБ в кулуарах мне ответило: а мы не знаем, куда нам пограничников девать, без работы останутся. Ну это же не повод! И когда сегодня говорят о безопасности, да забудьте это все! И наши силовые органы совсем не перестраиваются , они сохраняют еще более ухудшающийся силовой режим, силовое давление на границу и тех граждан, которые там живут. Иногда у нас не пускают детей домой, потому что они забыли дома паспорт, ну такого быть не может. Пока этот маразм существует, я хотел бы, чтобы в нашем решении записали: просить федеральные органы всех уровней закрыть этот вопрос, и пограничная зона нам сегодня не нужна. В открытой беседе я говорил, что ни одного монгольского шпиона я еще не видел, и вряд ли увижу. Не знаю, как у вас с грузинскими шпионами. Главный вопрос — это самостоятельность регионов. Я часто бываю в Китае. Два города Маньчжурии и Хэйхэ стали стотысячниками только на деньгах наших туристов, на нашей энергии, на нашем лесе. Когда мы пишем или делаем договора, китайский мэр маленького городка выписывает любой договор до 100 миллионов юань. В этой ситуации во всем виновата Москва. Не будь этих всех центральных органов, Россия давно бы пошла дальше. Всегда вижу тормоз в том, что Москва – централизованная штука, в которой сидят люди, окончившие Высшую школу экономики, но никогда не бывавшие за Садовым кольцом, и решающие судьбу России, потому что им нужны взятки. Почему ваши клерки ездят в Европу и берут оттуда худшее? ЕГЭ и прочее, прочее. В Бельгии, в Германии, во всех европейских странах регионы имеют право международного сотрудничества. Дайте регионам торговать без оглядки на Москву, без взяток в Москве. Тогда мы сдвинем этот паровоз под названием «Приграничная торговля и отношения». На самом деле приграничное положение – это географическая рента, которую мы должны использовать, только она требует соответствующего законодательства и программного обеспечения, которого у нас нет.