младшие братья всегда мечтатели. Инал Джуссоев...
младшие братья всегда мечтатели. в отличие от старших, они всегда в облаках. у старших амбиции, добиться чего-нибудь, состояться, признание общества, самоутверждение... старшие - они лидеры, умные до чертиков, да и просто крутые они, я ничего не говорю. а младшие... они фантазеры.
и так бывает, что младшие чувствуют друг друга с первого слова. знакомишься порой с человеком, и сразу погружаешься в его натуру, его внутренний мир, а потом только понимаешь что вас объединило - вы просто оба мечтатели, фантазеры.
сегодня, когда в Цхинвале похоронили Инала Джуссоева, художника из Южной Осетии, я вспоминаю день, когда мы познакомились. потому что, есть такие особенные и очень редкие дни в жизни, когда ты встречаешь человека, с которым сразу начинаешь искренне говорить обо всем, смеяться шуткам друг друга, делиться самым искренним и просто радоваться жизни. все по другому рядом с ними. вы просто как будто нашли друг друга и это так здорово...
было время, я еще был журналистом, постоянно мотался в Цхинвал. и как только приезжал, сразу искал там Инала. даже старался поскорей закончить все дела, чтобы вечером повстречаться с ним и его друзьями в мастерской. например, держал в руках микрофон во время интервью, а в голове предвкушал вечер и общение в его компании. именно общение меня тянуло больше всего.
приехал как-то на очередные выборы в Южную Осетию, даже и не вспомню что опять там выбирали, вроде в конце нулевых это было, при "Джабеличе" еще. "острелявшись" все собрались у Инала в мастерской. помню, там стояло пианино, мы сначала его мучали, а потом я взял кусок угля и попросил Инала научить меня рисовать. а он сказал, шайма, да просто не бойся рисовать и у тебя получится. ну и дурацкий совет, подумал я, и начал что-то размашисто выводить на чистых стенах его мастерской. в итоге получился какой-то коллаж на всю стену из человеческих лиц с разными чертами, но с одной и той же унылой эмоцией. я не вкладывал в это никакого смысла, просто водил углем по стене, но потом подошел Инал и сказал, "ну вот, а говорил не умеешь, это же картина "Голосующие за Джебелича!". и мы засмеялись. а потом был длинный стол, где Инал, сидя за старшего, говорил такие тосты, которые запоминаются очень надолго. такие тосты, в которых есть жизнь, мудрость, простота и искренность.
и в этом была уникальность Инала - когда ты выходишь утром из его мастерской, после затянувшейся посиделовки среди картин, как обычно закончившейся диалогом до рассвета о самом сокровенном, а в голове потом еще весь день звучат его слова, его мысли, его идеи, все как на подбор ясные и заряженные жизнью и любовью к ней. честно, я не помню после этого такого впечатления от человека. раньше было, после - нет.
а что же касается политики, то Инал всегда старался держаться от нее подальше. это не значит, что не разбирался, еще как, мог так высказаться, что мало не казалось, но плевать ему на нее было. Инал был художником, во всех смыслах, и в первую очередь в своей голове. даже несмотря на то, что в последнее время писал мало.
посмотрел небольшой видеоролик об Инале, снятый его друзьями год назад. и там есть очень точные слова о нем - даже если ты стал мало творить, ты все равно своими поступками показываешь КЕМ ты пришел на эту землю.
очень жаль, что в последние годы мы потеряли связь. я практически перестал приезжать в Южную Осетию, а он и совсем оттуда не вылезал. и тут эта трагичная новость, подвело сердце... не было еще и сорока лет...
Инал, мечтатель о самом лучшем для всех нас, младший брат в самом добром смысле слова, всегда буду помнить о тебе, всю теплоту наших немногочисленных встреч, весь смех и всю искренность, с которой делились самым сокровенным. это все осталось со мной...
август 2008-го.