проблемы Осетии на пути импортозамещения (мнение эксперта)
довольно часто мне кто-нибудь говорит, "ты почему вот про это не пишешь, это же важно?!". я объясняю - не разбираюсь и не пишу. не пишу я никогда с чужих слов так, чтобы выдавать их за свои, чтобы казаться тут умным и разносторонним, ни к чему мне это. но, если есть у кого-то желание высказаться, всегда пожалуйста, мой блог всегда открыт для мнений других людей, это не раз на страницах моего блога происходило.
этот пост написан со слов экономиста, длительное время проработавшего в правительственных структурах республики, и пожелавшего не озвучивать свое имя. это его личное мнение, и если у кого-то будет противоположное, ему также найдется место здесь.
Прошло около полутора лет после введения экономических контрсанкций России в отношении США, стран Евросюза и некоторых других европейских стран. Помимо ожидаемого роста цен на санкционные товары, правительство России заявило о предоставившейся возможности роста импортозамещения, что должно повысить продовольственную безопасность государства и возможно стало бы драйвером экономического роста страны в целом. И действительно, в ходе недавней пресс-конференции, Путин заявил о 3-х процентном росте сельского хозяйства страны.
Но если рассматривать успехи нашей республики на этом пути, то стоит сказать, что помимо естественных ограничений отрасли, таких как слабое развитие финансовых инструментов, технологическое отставание (нехватка современной сельхозтехники, деградация племенного и семенного фонда), есть ряд коррупционных причин существенно усложняющих достижение поставленных правительством целей.
Проезжая территорию КБР, я часто наблюдаю одну картину - поля подсолнечника, высохшего, но так и не успевшего созреть. Это продолжается год за годом. То есть, заранее зная, что урожай погибнет, посадки культуры продолжаются. Цель очевидна - государство выделяет субсидии на страхование урожая в рамках государственной программы по поддержке сельского хозяйства в РФ, это дает шанс например, чтобы дважды за год получить госсубсидии, сначала на посадку, а потом страховку за потерю урожая. Это придумали не в КБР и это так же в полной мере относится и к Осетии.
Сюда же, кстати, можно отнести и такое явление в Северной Осетии как неубранное картофельное поле с коммисией, составляющей акт порчи урожая после наступления заморозков.
То есть, гораздо проще быть убыточным и жить на быстрых деньгах, чем преуспевающим сельхозпроизводителем.
При этом, на этом фоне есть крупные сельхозпроизводители, которые реально хотят работать, но не попадают в число избранных, которым оказывается господдержка, и не могут получить, например, госгарантии для привлечения серьезных инвестиций.
Кроме того, существует проблема превращения растениеводства республики в, практически, монокультурную отрасль. Посадки кукурузы и пшеницы, служащие сырьем для спиртовой промышленности, вытеснили другие традиционные для Осетии культуры. Монокультурное сельское хозяйство ведет, в том числе, к уменьшению занятости сельского населения, что, в свою очередь, приводит к оттоку неселения из сельской местности и, в целом, из республки.
И это далеко не полный перечень проблем Осетии на пути импортозамещения, главным барьером где является коррупционная составляющая.