У врагов бывает больше общего, чем у родных людей. "Синдром Ятагана".
продолжая литературную тему... недавно был впечатлен рассказом армянского конфликтолога Геворга Тер-Габриэляна "Синдром Ятагана", рекомендую всем к прочтению.
очень умная научная фантастика, помещенная в современные реалии армяно-турецких отношений.
по сюжету, двое ученых, турок и армянин, при помощи специальных приборов "логофилов" проводят исследования на тему "параллельного мышления". логофилы представляют мысли человека в виде узоров. и первый же опыт на супружеской паре дает неожиданный результат - муж с женой независимо друг от друга во время эксперимента думали об одном и том же. дальнейшие опыты на парах знакомых между собой людей также приносят результат - у всех обнаруживались одновременные мысли друг о друге и идентичные образы.
но потом все разлаживается, ученым не удается понять принцип по которому у пар бывает эффект "параллельного мышления". то ли это супруги, то ли родственники, то ли просто люди объединенные одной идеей, например политической - понять этот принцип не удается.
метафорический финал рассказа и дает ответ, но не однозначный, и предлагает каждому читателю додумать его самому.
как лично я понял основную идею (если дистанцироваться от развивающейся в конце темы армянского геноцида) - в рассказе мысленно близкими друг другу оказываются не родственники и не просто люди живущие в одном обществе или просто люди одной национальности. национальность не сближает людей, и родственная кровь тоже. людей сближает конфликт! причем, как ни парадоксально, он сближает людей, стоящих по разные стороны этого конфликта. это звучит даже непонятно, но открытие ученных именно в этом - вражда заставляет людей думать об одном и том же, и в этом смысле у них гораздо больше общего, чем у брата и сестры, мужа и жены. и в этом открытии кроется огромный потенциал, который также надо расшифровать.
я по крайне мере так для себя понял, и это мне показалось очень интересным...
для затравки лишь одна длинная цитата:
"В Норвегии за эксперимент взялась группа профессора Экклхарста, но успеха так и не достигла. В Италии - ноль результатов. В Греции – тоже провал. В Испании что-то проклюнулось, но этого было недостаточно. В Соединенных Штатах тоже мало что было обнаружено, разве что несколько случаев на Юге. Во всей Оклахоме был зарегистрирован только один случай, да и то в единственной сохранившейся там индейской резервации. В Израиле, правда, какой-то врач, переехавший туда из Ростова-на-Дону, обнаружил немало случаев с «Синдромом Ятагана», причём как среди евреев, так и среди палестинцев. Но его почему-то арестовали. Ходили слухи, что из-за фальшивого диплома врача, много лет назад купленного им в Советском Союзе.
В азербайджанских СМИ, естественно, развернулась кампания против Микаэла и Ятагана. Дескать, всё это не что иное, как жалкая попытка раскрутить очередное «армянское открытие». Все, мол, знают, что армяне ловкачи и обманщики - вспомнить хотя бы пресловутую историю с «арменикумом». А что до Ятагана, так он точно армянских кровей, но скрывает это. Или просто предатель и продажная шкура.
В Турции тоже началась травля Ятагана, но приютившему его университету удалось отстоять его, поскольку ректор оказался одноклассником президента.
В России националисты организовали протестное движение в защиту Ятагана и Микаэла, заявив, что имеет место очередной еврейско-масонский заговор, устроенный с целью загубить гениальное открытие. К ним присоединилась известный публицист Юлия Латынина, что вовсе не понравилось международным СМИ.
Примерно через полгода после первой статьи в «Экономисте» появилась еще одна, в которой говорилось, что Путин, якобы, пригласил опальных учёных жить и работать в Донбассе, так как «Синдром Ятагана» проявляется либо в российских колониях, либо в непризнанных криминальных республиках. Под статьёй была помещена фотография со стоявшими в обнимку Ятаганом и Депардье, а заглавие статьи гласило: «Число путинских марионеток может пополниться еще одним шутом». Из-за всей этой шумихи на наших героев наскочили российские западники. Мало того, разорялись они, что эти горе-учёные использовали приборы не по назначению, так они ещё и не удосуживались ставить своих пациентов в известность об истинной цели опытов. Здесь уже подключилась американская научная и академическая элита. Начались нудные расследования, пространные обсуждения, и в результате Микаэл с Ятаганом подверглись научному остракизму".