"Холодный день на солнце" - Азамат Габуев
Азамат Габуев, ранее наделавший шума в местных соцсетях под псевдонимом Джонни Рамонов со своими рассказами "Аделина" и "Реваз" опубликовал новую повесть "Холодный день на солнце". я думаю, заслуживающую внимания, хотя и без шансов на массовый успех.
осторожно, в тексте есть спойлеры!
мне кажется, что Габуев - единственный на сегодня автор в Осетии, который реально описывает быт и нравы современной Осетии, и это очень ценно. делает он это постоянно от лица молодежи, что является дополнительным плюсом - молодежь зачастую критично настроена к своему окружению и замечает вещи, которые не замечают старшие.
при этом, если раньше, героями его рассказов были или какие-то маргинальные подростки, играющие то в геев, то в готов, или наоборот - доведенные до абсурда в своей типичности молодые жители республики, рвущиеся в чиновники, то в новой повести главный герой обычная девушка 23-х лет. начитанная, но не маргиналка, с принципами, но не ханжа.
главная героиня после года, проведенного в Москве, возвращается во Владикавказ и попадает в клубок сплетен и интриг между родственниками, друзьями, любовниками... погружаясь в это все глубже она никак не может сделат выбор, остаться здесь с родителями или вновь убежать в Москву. и так, ее глазами, рисуется картина современной Осетии.
а рисует ее Азамат Габуев очень точно. повесть напичкана легкоузнаваемыми реалиями:
"Спустя почти год я возвращаюсь в Осетию и чувствую себя так, будто ступаю на борт корабля, исчезнувшего с радаров полвека назад.
(...)
В зале ожидания почти всех кто-то встречает, и таксисты, атакующие прибывших, остаются не у дел. Такси берут только бесцветная москвичка и высокий индиец, не отнимающий телефон от уха с самого приземления. Индиец кивает первому попавшемуся таксисту и следует за ним, продолжая с кем-то болтать на своем полном смягченных «л» индийском английском. Москвичка долго слоняется по залу в поисках наименьшей цены и в конце концов уходит с парнем в джинсах и гавайской рубашке. Когда она выходит за стеклянную дверь терминала, я чувствую, что порвалась последняя нить, связывавшая меня с Москвой. Я по уши в Осетии".
"В туалете две молодые ингушки в длинных юбках и психоделических расцветок косынках вертятся перед зеркалом и болтают на своем языке".
"– Света Плиева недавно сына женила, – поддерживает Феликс. – Так она пригласила директоров предприятий, с которыми работала. Наверно, чтобы денег побольше подарили.
– А некоторые ходят на свадьбы, чтобы показаться перед нужными людьми. Славик, Ирки Каллаговой сын, на министерскую свадьбу заявился. Стал там обниматься со всеми. А жених ему так и сказал: «Извини, я тебя не помню».
"Девушка поднимает голову:
– Я вас слушаю. – На правом глазу у нее черная кожаная повязка.
– Мы на эпиляцию, – сообщает Илона. – На половину третьего.
– Обе? – Девушка обращает свой единственный глаз ко мне.
– Нет, – отвечаю я. – Только она.
Девушка снова скользит по айпаду пальцами с зелеными ногтями и спрашивает:
– Илона, верно? Подождите минутку, – поднимается из-за стола, потягивается и приоткрывает дверь в подсобку.
– На интимную эпиляцию пришли, – говорит она кому-то внутри".
в конце повести, пытаясь выбраться из мешанины собственных чувств, героиня открывает для себя, как и следовало ожидать, новую страницу в жизни:
"Выхожу за дверь. У решетчатого ограждения курят несколько мужчин. Воздух над взлетной полосой колышется от жары, и дальние холмы с разбросанными по ним домиками кажутся призрачными. Все, что случилось со мной, пока я была дома, выглядит не намного реальнее. Замутненная лихорадкой и алкоголем память наспех замазывает очертания и вымывает цвета, оставляя блеклые миражи, за которыми исчезают последние два с половиной года. Девушка, прожившая их, лишь отдаленно похожа на меня. Как тень на неровной каменистой земле"
но для меня главным было общее впечатление о том месте, где разворачиваются все события. после прочтения, впечатление о Владикавказе складывается как о "забытом богом месте". провинциальный город, полный лицемеров, пустоголовых девушек, насильников на джипах и тд. эту атмосферу хорошо дополняют две реальные истории, рассказанные в повести - одна про нашумевшее видео с голой девушкой, танцевавшей в центре Владикавказа и вторая про школьницу, утопившуюся в Тереке после того, как одноклассник выставил в интернет ее откровенное видео.
вот такое произведение. из минусов - в середине этого некороткого повествования я никак не мог понять зачем мне читать про всех этих неинтересных людей, пока за этим не начала складываться общая картина. само по себе повествование не особо увлекательное, слегка искусственное. как будто автор намеренно выбрал такой отстраненный стил рассказа.
короче, здесь нет какого-то философского и нравственного посыла (ну или я его не разглядел), но есть картина сегодняшней Осетии и нравов ее жителей, во многом непривлекательных. впрочем, никаких ярлыков автор на своих героев не навешивает, оставляя это на выбор читателя...
АЦ