Сергей Шамба: "Фальсификация грозит вылиться в югославский сценарий"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Cергей Миронович, как Вы расцениваете готовность страны к предстоящим выборам президента?
В Абхазии впервые пройдут альтернативные всенародные выборы президента, и это значительное событие в жизни страны и общества. Сам исторический этап тоже переломный, он станет переходом от поствоенного развития - к экономическому. Эти выборы определят будущее нашего государства на ближайшие пять лет. Ведь все эти годы Абхазия жила в тяжелых условиях экономической блокады, при постоянной угрозе возобновления военных действий. Сегодня появляются предпосылки для реализации эффективной, социально ориентированной программы, которая позволит встать нам на путь экономического прогресса. Хотя, вряд ли за пять лет предстоящего президентского срока можно сделать так, чтобы республика разбогатела, но, по крайней мере, движение в этом направлении должно начаться.
В стране наблюдается активная политическая жизнь. Количество кандидатов развело общество по политическим интересам, и если мы сумеем пройти этот этап спокойно и цивилизованно, то к следующим выборам, я уверен, мы поймем, что можно жить в одной семье и, не становясь врагами голосовать за разных кандидатов. К сожалению, наше общество пока к этому не привыкло.
На мой взгляд, на сегодняшний день наша страна недостаточно подготовлена к выборам, и я связываю этот факт с отсутствием соответствующего опыта. В тоже время, я убежден, что высший законодательный орган страны - парламент имел достаточно времени, чтобы при желании отрегулировать все спорные вопросы, создающие сегодня сложности в проведении избирательной кампании.
Вы выступаете за голосование избирателей не по месту их прописки, а по месту фактического проживания. Насколько мне известно, Вы предлагаете маркировать избирателей. Как Вы считаете, это поможет исключить возможные фальсификации?
Полагаю, да. В странах с несовершенной избирательной системой, подобные проблемы преодолевают, используя метод маркировки избирателей. Тут даже не будут иметь значение списки избирателей. Мы каждый раз во время выборов сталкиваемся с этой проблемой, ломаем себе голову, и никак этот вопрос не разрешится. На мой взгляд, для того, чтобы принять участие в выборах достаточно подтвердить абхазское гражданство. У нас гражданство подтверждается пропиской, но это не должно означать, что человек должен голосовать именно там, где он прописан. У нас, в конце концов, не крепостное право. К сожалению, когда уже принят закон, ему надо подчиняться, нравится он кому-то или нет. И все же я считаю, что необходимо законодательным путем добиваться внесения определенных поправок и изменений в соответствующие статьи закона о выборах.
С какой программой Вы идете на выборы?
Основной приоритет моей программы - объединение общества. Я выступаю за осуществление коренных изменений в структуре управления страной, создание современной политической системы. Считаю, что должны эффективно функционировать политические партии, потому что именно они являются выразителями общественных интересов. Эти партии должны быть широко представлены в парламенте. Должны быть внесены изменения и дополнения в закон о выборах президента. Необходимо увеличить количество депутатов в парламенте и в то же время провести серьезное сокращение административного аппарата, так как известно, что значительная часть бюджета расходуется именно на содержание чиновников. Я также выступаю за развитие малого и среднего бизнеса. Приведу пример: я был в Тайване, 30 лет назад страна эта была нищей. Сегодня - одна из самых богатых стран в мире. Она находится на первом месте по запасам иностранной валюты, и вышла на такие рубежи, лишь признав приоритетным развитие малого и среднего бизнеса.
Особое внимание необходимо уделить молодежи. Сегодня молодых людей мы привлекаем на работу только по родственным связям или по принципу личной преданности. Будущий президент должен оценивать молодежь по профессиональным качествам.
Каждый министр в правительстве должен быть яркой политической фигурой. Тогда президент не будет отвечать за все. В случае избрания меня президентом, я сделал бы парламент органом, где сосредоточены основные политические силы, а Совет Безопасности реально действующим органом. Кроме того, необходимо укреплять безопасность, поэтому в вице-президенты я беру с собой человека, имеющего большой опыт в военных вопросах. За 28 лет моего участия в общественно-политической деятельности, у меня у самого немалый опыт в области внешней и внутренней политики.
Вы не ощущаете угрозу задействования административного ресурса во время выборов?
Я всегда был в гуще острых политических баталий, которые происходили в стране, но никогда ни от кого не ощущал никакой угрозы. И я единственный претендент на пост главы государства, который ходит без охраны. Да, сам административный ресурс существует и уже сыграл на все 100%, отдав предпочтение определенному человеку. Но на мой взгляд - это имеет и обратную сторону тоже, потому как раздражает общественность.
Кого Вы считаете своими основными конкурентами?
Премьер-министра Рауля Хаджимба и Сергея Багапша.
На какой электорат Вы рассчитываете?
Как ни странно - на самый разный. Я долгое время занимался научной деятельностью, известен в этой среде, причем, не только в нашей республике, но и за ее пределами, а значит, могу рассчитывать на интеллигенцию. Занимался также национально-освободительной борьбой, а здесь вокруг общей идеи объединены все слои общества: крестьяне, рабочие. Я уверен, что и среди бойцов имею соответствующий авторитет, я был с ними на фронте вместе с 16-летним сыном. Вот мой электорат, на него и рассчитываю.
Как Вы оцениваете свои шансы на победу?
Учитывая все это, считаю, что у меня достаточно высокие шансы.
Как Вы относитесь к тому, что один из самых конкурентоспособных кандидатов в президенты - Нодар Хашба, снял свою кандидатуру?
Я полагаю, что Нодар Хашба поступил разумно. Он понимал, что закон не позволит ему пройти регистрацию. Тем самым, он сделал очень продуманный, политически взвешенный шаг, который только прибавил ему политический авторитет и вес в обществе. Кроме того, я считаю, что во избежание конфронтации в обществе, подобным образом должен поступить любой ответственный политик.
Вы имеете в виду Александра Анкваб?
Поименно никого не хочу называть, они все мои друзья. Но я бы никому не советовал путем "раскачивания" лодки, дестабилизировать ситуацию. Хотя я больше чем уверен, что и он не будет этого делать... Конечно, есть моменты политического блефа, но я уверен, что выборы у нас пройдут без серьезных эксцессов, без столкновений, на что рассчитывают наши недруги в Грузии.
Вы рассчитываете на точный подсчет голосов?
В принципе, хотя закон не совершенен, он дает возможность осуществить общественный контроль над выборами. Закон предусматривает присутствие наблюдателей на избирательных участках, который, я рассчитываю, будут осуществлять соответствующий контроль.
Многие считают, что итог выборов уже предрешен...
Если бы я был в этом уверен, я не стал бы баллотироваться. В тоже время я признаю, что ресурс власти дает определенную фору. Кстати, по нашим оценкам видно, (при сборе подписей, например), что нет полного доминирования кого-то из претендентов в каком-либо регионе. Это говорит о том, что, скорее всего, будет и второй тур голосования. А второй тур будет непростым для представителя власти, потому что за представителя власти будут отданы голоса в первом туре, а во втором туре объединится весь протестный электорат, скорее всего с тем, кто выйдет на второе место. Поэтому еще во время проведения первого тура выборов властям необходимо помнить о том, что фальсификация однозначно приведет к общественному взрыву. Я думаю, это будет предательством по отношению к нашему народу. Уже сегодня звучат призывы схода в Лыхны, Моcкве, есть и другие силы, которые намерены бороться до конца, а дать такой повод - это как раз на руку Саакашвили и, как следствие, все может вылиться в тбилисский или югославский сценарий развития событий. В процессе проведения предвыборной компании общественное сознание наэлектризовано, оно находится в политическом возбуждении, и создание таких прецедентов, убежден, приведет к плачевным последствиям.
Что Вы можете сказать о выборах в Гальском районе?
Желательно, чтобы вопрос с жителями Гальского района был решен уже к сегодняшнему дню, но, к сожалению, этого не произошло. По результатам трехсторонней встречи в Сочи Путина, Гагулия и Шеварднадзе были созданы группы, одна из которых должна была заниматься проблемой беженцев. Эта группа приступила к работе, и было приятно решение с помощью Верховного комиссара УВКБ ООН по беженцам начать регистрацию вернувшихся в Гал беженцев. По сей день статус их так и не определен: грузинская сторона настаивает на том, что это граждане Грузии, абхазская - граждане Абхазии. Международное сообщество, в свою очередь настаивает на том, чтобы не политизировать ситуацию и решить вопрос со статусом попозже, когда будут упорядочены все скользкие моменты. На сегодняшний день так и происходит, потому с законной точки зрения мы можем говорить только о тех, кто прошел процесс регистрации - их около 10 тысяч. Они и примут участие в выборах президента. Вместе с тем, обращаясь к жителям Гальского района, я хотел бы призвать их активнее принимать участие в политической жизни страны, ибо только интеграция их в абхазское общество поможет снять многие существующие ныне проблемы.
Каким Вы видите будущее Гальского района?
Следует признать, что в Гальском районе мы совершили ряд ошибок. Наша слабость заключалась в том, что мы во время не могли твердой и жесткой рукой установить там порядок. К сожалению, это проблема в послевоенный период была свойственна практически повсеместно, тем более в Гальском районе, который представители правоохранительных органов не могли свободно посещать. Мало того, там сплелись криминальные интересы, и создалась ситуация, когда возникла угроза для безопасного проживания людей. Эта наша неспособность защитить людей привела к тому, что они не знали к кому же примкнуть. Люди были вынуждены считаться с теми, кто представлял большую угрозу: сегодня могли прийти абхазские бандиты, на следующий день - грузинские. Поэтому, совершенно очевидно, что если мы не хотим потерять этот регион, особое внимание мы должны уделить жителям Гальского района.
Как обстоят дела с внутренними абхазскими паспортами, о которых так много говорили?
Мне до сих пор не понятно, почему этот вопрос не решен. Несколько лет назад, когда президент находился на рабочем месте, мы предложили ему разработанную в МИДе удостоверяющую личность карточку - у нас была и возможность ее изготавливать. Президент одобрил ее, но тут же достал мне образец нового абхазского паспорта и сказал, что такие будут в ближайшее время. Я, в свою очередь, предложил временно ввести карточку, чтобы, во всяком случае, хотя бы таким образом зафиксировать гражданство. Тогда президент заверил меня, что вопрос получения паспортов будет решен в ближайшее время. С тех пор немало воды утекло - результат вам известен. Сейчас трудно сказать, сознательно это было сделано или нет, может быть не хотели эти паспорта вводить из-за предстоящих выборов или по какой-то иной причине...
Сергей Миронович, а каковы Ваши планы в случае проигрыша?
В этих выборах я принимаю активное участие, потому что политика, и вообще судьба моего народа и страны стала моей судьбой. Я просто не могу быть в стороне. Я часто вспоминаю то время, когда сказал отцу, что временно бросаю науку и стану заниматься общественно-политической деятельностью, и что в "Аидгылара" буду всего один год... А он мне тогда сказал - "к сожалению, это на всю жизнь". Тогда я не придал этому значения, но, слова его, на самом деле оказались пророческими. Зачастую мне хочется отойти в сторону и заниматься более приятными делами, но когда связываешь свою судьбу с судьбой народа и страны, бросить все и отойти в сторону, - это как предательство... Посмотрим, как пройдут выборы, каков будет их результат, но даже в случае проигрыша, не исключено, что не уйду из политики.
31 августа 2004 г.
Источник: Информационное агентство "Regnum"
источник: ИА "Regnum"