18:31, 17 августа 2004

В НКР состоялась презентация документального фильма "Карабах", снятого грузино-абхазской журналистской группой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В НКР состоялась презентация документального фильма "Карабах", снятого грузино-абхазской журналистской группой. В карабахских неправительственных кругах эту группу уже знают, так как в прошлом году она привезла в Степанакерт один из своих совместных фильмов - о Гальском районе Абхазии. Тогда и начались съемки карабахского фильма. В этот свой приезд грузинские и абхазские журналисты представили на суд нашего зрителя уже готовый фильм о карабахском конфликте, скорее - о людях, оказавшихся в зоне конфликта и испытавших на себе всю "температуру" так называемой "горячей точки". Авторы фильма хотели посмотреть на проблему сквозь призму человеческих судеб и душевных переживаний. Презентация длилась два дня - она прошла в Степанакерте и в Шуши, презентовали 3 фильма - грузинский, абхазский, карабахский. Конец каждого сеанса сопровождался оживленной дискуссией.

По словам автора фильма "Карабах", руководителя независимой студии "РЕ" Михеила Мирзиашвили, в целом творческая группа была довольна результатами презентации и извлекла для себя много полезного из процесса обсуждения фильмов.

Презентация фильмов состоялась и в Ереване. Ожидается, что в октябре фильмы смогут увидеть также в Баку.

Добавим, что созданию фильма содействовали немецкий Фонд Г. Бёлля и международная организация "Ресурсы примирения".

МЫ глазами других

Очень часто кажется, что наше мнение о себе - самое верное. Мы ощущаем себя именно так, а значит - другие просто обязаны воспринимать нас такими, какими мы сами хотим себя видеть. Но реальность порой бывает другой. Можем ли мы согласиться с нею и беспристрастно взглянуть на себя со стороны или сворачиваемся в клубок обиды и не можем оттуда выглянуть? Вот о чем думалось при просмотре документального фильма "Карабах", снятого грузинскими и абхазскими журналистами в сотрудничестве друг с другом.

Не хотелось бы давать оценку самому фильму - он такой, какой получился... Тем более что авторы не ставили перед собой задачи показать политическую предысторию конфликта или решить - кто прав, кто виноват. Журналистам просто было интересно, как сегодня живет человек, реально пострадавший от карабахского конфликта - без разницы, армянин он или азербайджанец. В этом смысле задачу свою они выполнили. Скорее, хотелось бы поговорить о карабахцах, с которыми мы повстречались во время съемок и обсуждения фильма - ведь именно эти случайные встречи с людьми и создают целостную картину, общее впечатление о народе, населяющем наш прекрасный уголок.

Встречи с представителями официальных структур и неправительственных организаций, конечно, не в счет. Это люди, имеющие достаточный опыт общения с иностранцами и знающие, что и в какой ситуации нужно говорить. А вот обычные карабахцы - другое дело. Прошедшие через конфликт с соседним народом, увидевшие войну и лишения, мы всегда с подозрительностью смотрим на чужеземцев и обязательно пытаемся довести до них свою правду, рассказать о своем горе и своих испытаниях в этой войне, доказать, что именно мы - более пострадавшая, более несправедливо обиженная, более правая сторона конфликта. Почему мы так думаем и из-за каких комплексов рождаются такие мысли - эти тонкости можем понять опять же МЫ: люди, непосредственно ощутившие на себе истоки конфликта и саму войну. А вот иностранцы не в состоянии "заходить" настолько глубоко - причем не в силу незнания, а просто потому, что сами не испытали того, что пришлось на долю карабахцу. И их взгляд - это отношение человека стороннего, которому по большому счету не важна история, а важны сегодняшние люди, с кем они завтра будут жить в одном сообществе под названием "мировое".

А почему нам так важно, что иностранцы о нас подумают - это, наверно, тоже из-за нашей излишней политизированности. Но ведь нам давно некому и нечего доказывать! Самое главное - решимость строить свою жизнь по-своему и быть хозяином своей судьбы - мы уже обрели. Поэтому сегодня нас больше должно волновать, какое общество мы стремимся строить дальше и как достичь лучшей жизни для наших граждан, чем то, как мы выглядим в глазах других. Но нас продолжает заботить другое. Почему нас показали не во всей красе, почему фильм не дает однозначной оценки, что именно мы правы и, как следствие, защитная реакция - ничего нового мы для себя не открыли! А что нового мог сказать сторонний взгляд человеку, который 10 лет подряд варится в одном и том же котле? Единственное новое - это взгляд со стороны соседа, с которым нам продолжать жить на Южном Кавказе. И этот взгляд нам может быть интересен постольку, поскольку он представляет нас же - но глазами других...

Фильм вызвал неоднозначную оценку в среде карабахских зрителей. Наряду с "хорошими" видеокадрами, в которых были представлены строящийся и развивающийся Степанакерт, многолюдные улицы, будни нашей армии и т.п., было показаны и некоторые явления без прикрас. Так, после показа фильма некоторым показалось "сомнительным", что в кадре появлялись карабахцы, плохо владеющие русским, живущие бедно, одетые "не очень". Да, действительно - на этот раз героями съемок стали такие люди, которым сегодня живется плохо. Те, которые после конфликта так и не оправились. Те, кто вынужден попрошайничать и жаловаться на судьбу. Но почему нам стало так стыдно перед представителями других государств? Ведь это тоже - МЫ! Эти с трудом сводящие концы с концами люди, просящие в Шуши на каждом шагу денег дети - это тоже МЫ. Почему нам не стыдно видеть этих людей рядом каждый день, но больно видеть, когда их показывают в фильме про Карабах?! Глаз режет? Да! Но и сердце должно болеть, а не только ум - за то, что наш недостаток увидели другие... Или другой пример: многих зрителей возмутило, что в кадрах Шуши не появилась церковь - наш символ, наша гордость, наш оплот. Сначала мне самой это показалось очень "политизированным шагом" - показать мечеть, но не обратить внимания на нашу церковь. Но автор фильма, известный грузинский журналист Михеил Мирзиашвили объясняет это по-своему: "После чистого и благоустроенного Степанакерта Шуши мне запомнился покинутым, разрушенным и бесхозным. Вид роскошной церкви просто не вписался в картину сегодняшнего Шуши. Она была как бы красивой декорацией, втиснутой в город, но не продолжением настоящего Шуши, который выглядит очень бедным по сравнению с соседним Степанакертом. Конечно, я понимаю роль этой армянской церкви, но уж простите, не она мне запомнилась после прогулки в Шуши"... Вправе ли мы осуждать человека за эти мысли и такое восприятие Шуши? Нет. Более того, это мнение даже примечательно в том смысле, что дает нам возможность посмотреть на нас же со стороны. Вот каким наш Шуши видится другим... Неужели иностранцы должны были нам показать его в таком ракурсе, чтоб мы вдруг осознали, что на благоустройство этого города тратится очень мало денег по сравнению с процветающей столицей, что в Шуши трудно найти работу, продукты, да и самого себя...

Мы пытаемся скрыть наши недостатки перед другими, чтоб показаться лучше. И именно это "благое" желание дает обратную реакцию, создавая впечатление "закрытого и тоталитарного" общества. Во время съемок начальник какой-нибудь местной структуры ГАИ может запросто подойти к иностранным журналистам и заявить: "Я, как человек в погонах, имею право знать - кто вы, что и зачем снимаете, и вообще - есть ли у вас разрешение соответствующих структур?"... А председатель сельской общины может спокойно потребовать документы за то, что журналисты снимают какой-то понравившийся сельский пейзаж! И это притом, что никто не уполномачивал "местных начальников" так резво бросаться на выполнение несуществующих обязательств и якобы "защищать" Родину! Тем более что мы ее уже защитили - в лучшем смысле этого слова. И разве не это дает нам право быть сегодня более свободными? Так почему мы напуганы? Кого мы боимся? Неужели правда может быть страшной? Неужели мы не оправились от давешней советской привычки приукрашать? Почему мы должны бояться предстать перед другими такими, какие МЫ есть - когда нет понятий ценнее, чем искренность и свобода? И неужели нам стыдно за нашу бедность и необустроенность не потому, что нам просто стыдно, а только потому, что это увидели другие...

Вот такими нелегкими вопросами задавалась я, когда мои сограждане пытались доказать грузинским и абхазским журналистам, что они, несомненно, лучше, добрее, богаче и умнее, чем это показано в фильме. Хотелось просто сказать: герои фильма - это тоже МЫ. И ценнее не отрекаться от них, а принять их такими, какими они предстали нашим коллегам. Ведь это МЫ - глазами других. И чтобы поменять этот взгляд, надо менять не объектив видеокамеры, а то, на что он направлен...

Карине Оганян

Опубликовано 15 августа 2004 года

источник: Газета "Демо" (Нагорный Карабах)

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Темы дня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

07 октября 2024, 09:31

05 октября 2024, 17:51

05 октября 2024, 15:52

04 октября 2024, 19:23

Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11 Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Дом 5 по улице Грибоедова во Владикавказе соседи стараются обходить стороной. Разбитые окна, облезлые стены, пустые квартиры без батарей, шприцы на полу. В заброшенном доме шестьдесят квартир, но только в одной из них до сих пор живут люди. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404228 02 октября 2024, 22:59 Переселенцы из Карабаха рассказали о жизни в приграничном селе Переселенцы из Карабаха рассказали о жизни в приграничном селе НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В селе Воскеван Тавушской области Армении из шести семей карабахских беженцев, которые приехали осенью 2023 года, остались две, остальные уехали после начала делимитации границы. В селе нет работы, жить приходится за счет огородов и пособий, но выручают соседи, рассказала Тамара. Из села некуда уезжать, но дом, который предоставили местные власти, практически непригоден для жилья, пожаловалась Нелля. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404066 28 сентября 2024, 12:28 Участие Кадырова в сделке Wildberries обернулось перестрелкой Участие Кадырова в сделке Wildberries обернулось перестрелкой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ После вмешательства Рамзана Кадырова в семейные разборки Бакальчуков, в конфликте появились убитые и раненые. О встрече с мужем самой богатой женщины страны Владиславом Бакальчуком Кадыров рассказал в конце июля. Глава Чечни заявил, что "пойдет до конца", чтобы остановить рейдерский захват Wildberries. В перестрелке, которая произошла 18 сентября возле офиса компании, были убиты два человека, еще трое были ранены. Один из убитых — заместитель командира батальона ОМОН "Ахмат-1" Адам Алмазов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/403845 20 сентября 2024, 19:39 Северная Осетия: нашествие туристов глазами гидов Северная Осетия: нашествие туристов глазами гидов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Мидаграбинские водопады, Дзивгисская крепость, памятник покровителю путников Уастырджи, Даргавсский город мертвых, святилище Реком, Цейский курорт, Мамисонское ущелье, ледник Тана — это лишь некоторые из многочисленных достопримечательностей, привлекающих туристов в Северную Осетию. Среди факторов, мешающих развитию туризма в регионе, — отсутствие санитарных зон, плохие дороги, дресс-код и мусор. Несмотря на все эти проблемы в прошлом году республику посетили около 1,5 миллионов туристов, рапортовали власти. По сравнению с 2021 годом, когда турпоток в регионе был на уровне 300 тысяч, показатель увеличился в 5 раз. С чем связан такой стремительный рост? Как смотрят на это местные жители? Что думают об этом профессионалы? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 18 сентября 2024, 21:54 Избиения, колония, поджог: расплата за расследование коррупции в Ростове Избиения, колония, поджог: расплата за расследование коррупции в Ростове НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Неизвестные сожгли автомобиль ростовского блогера. Гаспар Авакян известен как автор YouTube-канала, у которого на сегодняшний день 151 тысяча подписчиков. В большинстве сюжетов Авакян критикует сотрудников полиции за нарушение правил дорожного движения. В 2020 году блогер был признан виновным в вымогательстве и приговорен к 2,5 года колонии-поселения. В том же году Авакяна сильно избили на улице в Ростове-на-Дону. Личности нападавших до сих пор не установлены полицией. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/403606 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 13 сентября 2024, 14:44