Юристы в Баку оценили перспективы правовой защиты Фарида Сафарли
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Судебный процесс над гражданином Азербайджана Фаридом Сафарли завершен в Иране, приговор будет направлен ему по почте, при этом иранский адвокат заявил об отсутствии доказательств вины молодого человека. Сафарли стал жертвой политической напряженности между Баку и Тегераном, а следствие и суд проходили с нарушением международных правовых норм, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Как писал "Кавказский узел", 1 июня стало известно, что пропавший в Иране гражданин Азербайджана Фарид Сафарли арестован по обвинению в шпионаже. Мать Сафарли Диляра Аскерова назвала обвинение против сына абсурдным, а правозащитник Эльшан Гасанов счел молодого человека жертвой политической провокации. Сам Фарид Сафарли заявил о своей невиновности. Во время судебного процесса у Фарида не было адвоката, а азербайджанские дипломаты посетить процесс не смогли.
Фарид Сафарли уехал в Иран 20 февраля и после 4 марта не выходил на связь. По словам матери Сафарли Диляры Аскеровой, она и сын жили в Германии, Фарид учился на врача, а в Иран поехал за девушкой, с которой познакомился на стажировке в немецком университете. Аскерова в марте поехала в Иран на поиски сына, но ни его, ни девушку разыскать не смогла.
Судебный процесс по делу гражданина Азербайджана Фарида Сафарли, обвиняемого в "намерении шпионажа", завершился в Иране. Приговор молодому человеку пока не оглашен: судья вынесет его в отсутствие Сафарли и направит ему по почте, рассказала мать Фарида Диляра Аскерова.
Несмотря на финансовые затруднения, семья Сафарли все же привлекла к делу иранского адвоката за свой счет. "Он ознакомился с материалами уголовного дела, встретился с Фаридом и судьей. Адвокат сообщил мне, что никаких доказательств вины Фарида нет. По его словам, девушка, - знакомая Фарида, из-за которой он поехал в Иран, - подтвердила, что мой сын приехал, чтобы увидеться с ней. Она положительно охарактеризовала Фарида, сказала, что никогда не поверит в то, что Фарид имел злые намерения. Девушка сказала, что ничего в нем подозрительного не замечала", - рассказала Аскерова корреспонденту "Кавказского узла".
Вместе с тем иранский адвокат усомнился, что суд оправдает Сафарли. "Адвокат сказал, что вряд ли суд - по известным причинам, то есть из-за политической подоплеки дела, - оправдает Фарида. Судебный процесс уже закончился, и приговор будет вынесен в отсутствие Фарида и без его выступления с последним словом: оказывается, иранские законы допускают такое. Однако адвокат сказал, что каким бы ни был приговор, он подаст апелляцию, и у Фарида есть на это право", - отметила Аскерова.
Женщина добавила, что адвокат затруднился даже примерно спрогнозировать суть приговора и дату его обнародования. С сыном ей удалось поговорить по телефону 9 августа.
"Мы с Фаридом после его предыдущего звонка не говорили почти 10 дней. Оказывается, за это время у него возникли проблемы со здоровьем, и он перенес хирургическую операцию в связи с аппендицитом. Операция и уход за ним были на хорошем уровне, сейчас он в порядке, но очень обеспокоен происходящим и предстоящим приговором. Фарид сказал, что в последний раз, когда было судебное заседание, он попросил судью представить доказательства совершения им шпионажа, на что судья ответил, что свое заключение он изложит в приговоре. При этом судья заявил, что он "подозревает", что Фарид имел "намерения совершить шпионаж", но "по какой-то причине не смог осуществить это". Такая позиция лишает нас надежд на справедливый приговор. Мы очень рассчитываем, что азербайджанское государство на дипломатических переговорах будет ставить вопрос о судьбе моего сына и будет добиваться его освобождения", - отметила Аскерова.
Дело Сафарли является политическим, уверен исполнительный директор правозащитной организации "Линия защиты" Руфат Сафаров.
"Обвинения, выдвинутые Фариду Сафарли - будь то "шпионаж" или "намерение шпионажа", абсурдны. Молодой человек поехал в Иран из-за девушки, с которой познакомился во время учебы в Германии. Это подтвердили его друзья, которые были в курсе его поездки. Сейчас выясняется, что и девушка сама подтвердила, что Фарид ехал в Иран к ней, и она его положительно охарактеризовала", - сказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".
О фальсификации обвинения свидетельствуют обстоятельства задержания Сафарли и ход следствия, считает он. "Три месяца о судьбе Фарида власти Ирана никакой информации не предоставляли. У нас возникали опасения, жив ли он вообще. Если в деле не было политической подоплеки, почему иранские власти скрывали место его содержания? Очевидно, подобное поведение было определенным политическим месседжем", - считает Руфат Сафаров. По его оценке, Сафарли стал "жертвой ухудшения отношений между Азербайджаном и Ираном".
Отношения Ирана и Азербайджана обострились на фоне планов Баку реализовать проект Зангезурского коридора через Армению. В октябре-ноябре 2022 года обе страны провели военные учения близ границы и обменялись обвинениями в террористической и диверсионной деятельности. 27 января было совершено нападение на посольство Азербайджана в Тегеране, был убит начальник службы безопасности и ранены два охранника. 3 апреля страны обменялись нотами протеста с обвинениями в пропаганде двух стран против друг друга. 6 апреля МИД Азербайджана объявил персонами нон-грата четырех сотрудников посольства ИРИ в Баку, а 5 мая МИД Ирана в ответ заявил о нежелательности пребывания в стране четырех азербайджанских дипломатов.
"На протяжении последнего года отношения между Азербайджаном и Ираном неуклонно ухудшались. Апогеем напряженности стало вооруженное нападение в январе на азербайджанское посольство в Тегеране. Каждый раз власти Азербайджана на недружественные шаги Ирана отвечали репрессиями против верующих шиитов: были арестованы сотни религиозных активистов и просто верующих, что представлялось как "разоблачение иранской шпионской сети". Я вполне допускаю, что среди арестованных были действительно сотрудничающие с иранскими спецслужбами, но подавляющему большинству людей были предъявлены обвинения в незаконном обороте наркотиков, которые не подкреплялись достоверными доказательствами. Очевидно, иранская сторона решила ответить тем же и избрала мишенью Фарида Сафарли. К сожалению, в ходе этого политического противостояния в обеих странах пострадали граждане Азербайджана", - сказал Сафаров.
Еще одним показателем политического характера преследования Сафарли правозащитник назвал смягчение обвинения, которое совпало по времени с намеками на деэскалацию в двусторонних отношениях, в частности, приездом в Азербайджан в июле на министерскую конференцию Движения неприсоединения главы МИД Ирана Хусейна Абдоллахиана и недавним визитом заместителя генерального прокурора Ирана.
"Из Тегерана звучат месседжи о готовности Ирана перевернуть страницу в двусторонних отношениях и вернуть их в нормальное русло, активизировать работу по реализации проектов в экономической, транспортной сферах. При этом иранские власти заверяют, что судебное следствие по делу об атаке на азербайджанское посольство будет объективным. С этими процессами совпало и смягчение обвинения Фариду Сафарли: теперь его обвиняют не в "шпионаже", за что ему грозила смертная казнь, а в "намерении шпионажа", за что может быть назначен небольшой тюремный срок", - заключил Руфат Сафаров.
Эксперт в области права, бывший член коллегии адвокатов Азербайджана Намизад Сафаров также считает обвинение против Сафарли сфабрикованным и политически мотивированным.
"То, что Фариду Сафарли не предоставили за счет государства адвоката и не обеспечили его переводчиками, явно показывает предвзятое отношение к молодому человеку. Нет сомнений, что он пострадал из-за политического кризиса в двусторонних отношениях. В Азербайджане традиционно в периоды сложных отношений с Ираном начинают массово преследовать верующих-шиитов, иранцы же "отыгрываются" на гражданах Азербайджана. В прошлом уже были случаи, когда в Иране по надуманным обвинениям арестовывали азербайджанских литераторов, ученых, - а впоследствии, когда отношения нормализовывались, этих людей освобождали. Очень надеюсь, что история с Фаридом Сафарли также благополучно разрешится, и молодой человек обретет свободу", - сказал Сафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Он не исключает вариант обмена Сафарли на кого-нибудь из осужденных в Азербайджане граждан Ирана: между двумя странами есть соглашение об экстрадиции, и стороны периодически передают друг другу осужденных для дальнейшего отбывания наказания на родине.
Иран является членом ООН и обязан соблюдать основополагающие права и свободы человека, закрепленные международно-правовыми документами организации, отметил член Платформы гражданского общества Азербайджана, юрист Алескер Мамедли.
"Фундаментальные права и свободы закреплены Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах. Иран как член ООН подписал эти документы и обязан их соблюдать. В фундаментальные права входит право на справедливое судебное разбирательство, что предполагает право на защиту и обеспечение адвокатом. Это право также предусматривает, что обвиняемый должен быть обеспечен переводчиком и на доступном языке понимать обвинение, которое ему предъявляют, иметь возможность защищаться. В этом смысле власти Ирана грубо нарушили права Фарида Сафарли, не обеспечив его адвокатом и переводчиком. Наказание его в результате такого судебного процесса будет нарушением со стороны Ирана международных правовых норм в отношении гражданина Азербайджана", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".
Он добавил, что азербайджанское государство должно вступиться за права своего гражданина. "Определенную работу, насколько известно из медиа, МИД Азербайджана и генеральное консульство проводят в Тебризе. Возможно, вопрос обсуждается и в закулисных переговорах. Ситуация осложняется не простыми двусторонними отношениями, но в любом случае дело Фарида Сафарли не должно сниматься с повестки двусторонних контактов с Ираном. Азербайджан может апеллировать и к международным структурам, в частности, к институтам ООН", - отметил Мамедли.
Выдвинутые против Сафарли обвинения юрист считает абсолютно неправдоподобными. "Известна цель визита Фарида Сафарли в Иран, никаких признаков того, что он мог иметь какие-то "шпионские цели", нет. Он никогда ранее в этой стране не был, не работал в государственных органах Азербайджана, не был связан с какими-либо бизнес-структурами, чтобы под их прикрытием совершить поездку в Иран. В последние годы он вообще не жил в Азербайджане, учился в Германии, визит его в Иран имел исключительно личный характер. Просто парень не в то время, - в период напряженности между Азербайджаном и Ираном, - оказался не в том месте, - в государстве, которое не обременяет себя соблюдением международных норм в области прав человека", - заключил Мамедли.
Представители посольства Ирана в Азербайджане оказались недоступны для комментариев.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"