Жители Сотка назвали демаркацию границы угрозой для своих хозяйств
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сельчане не верят, что смогут снова работать на Сотском руднике после переговоров Армении и Азербайджана о границах, поэтому некоторые нашли новую работу. В селе Сотк также развито животноводство, однако после демаркации пастбища окажутся в непосредственной близости к приграничной зоне.
Как писал "Кавказский узел", 27 ноября работникам Соткского золотоносного месторождения не позволили выйти на работу в связи с переговорами по разделению территории рудника. Часть рудника находится в Гегаркуникской области Армении, другая ранее находилась в Нагорном Карабахе, а теперь относится к территории Кельбаджарского района Азербайджана. Компания GeoProMining Gold, эксплуатирующая рудник, оказалась в состоянии вынужденного простоя. Для возобновления работы рудника потребуются длительные переговоры и демаркация границы, указали азербайджанские аналитики. Технически возможна разработка рудника с двух сторон, сообщил специалист по горному делу Виктор Игнатов.
В GeoProMining Gold работают более 1600 человек, из них 900 – на руднике Сотк. GeoProMining - международная диверсифицированная горнодобывающая компания, которая специализируется на добыче и переработке золота, серебра, сурьмы и меди в России и Армении. По данным Комитета госдоходов Армении, GeoProMining Gold по итогам первого полугодия 2020 года занимает четвертую строку среди крупных налогоплательщиков страны. За этот период 1000 крупных налогоплательщиков выплатили свыше 492,6 млрд драмов (около 969 млн долларов), в том числе GeoProMining Gold – 12 771 018 драмов (25,12 тысячи долларов), говорится в справке "Сотк: золотой рудник раздора" на "Кавказском узле". На сайте компании GeoProMining Gold указано, что в 2018 году на руднике в Сотке было добыто 130 тысяч тройских унций золота, т.е. чуть более четырех тонн.
В селе Сотк сейчас спокойно, никаких инцидентов, связанных с разработкой месторождения, нет, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» Гарик Оганесян, работающий водителем. По его информации, из порядка двух тысяч человек на данный момент работают 100, при этом он затруднился объяснить, работу какого характера они выполняют.
Оганесян отметил, что на руднике работает много жителей из общины Гегамасар, а из села Сотк - более 30 человек, и все на сегодняшний день находятся на вынужденном простое. Он добавил, что никому неизвестно, «когда начнутся работы и начнутся ли вообще».
«Мой брат тоже работает на руднике, ему ничего не сказали, в принципе он уже и не ждет каких-либо новостей как и остальные, он тоже потерял надежду, поэтому устроился на работу на складе главы общины и в день получает 5 тысяч драмов (почти 10 долларов США)», - отметил Оганесян.
Он добавил, что не слышал, чтобы компания GeoProMining Gold, эксплуатирующая Соткский рудник, выплачивала своим работникам компенсацию за простой.
В селе Сотк развито животноводство, однако в связи с тем, что «граница приблизилась вплотную», сельчане не смогут заниматься животноводством, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» на условиях анонимности сельчанин. «Многие уже задумываются о том, чтобы избавиться от домашнего скота, поскольку пастбища села будут непосредственно в приграничной зоне», - отметил он.
По его словам, если сельчане лишатся работы на руднике, пастбищ и лугов, скорее всего, они встанут перед выбором миграции. «Но в этой сложной ситуации глава общины думает, как найти альтернативные решения. У него самого около 100 га картофельного поля, и односельчанам предлагает работу на поле - и здесь больше людей из села работают, чем на руднике», - добавил местный житель.
Переговоры по демаркации границы с Азербайджаном будут проходить при посредничестве российской стороны, они состоятся уже в 2020 году, заявил 9 декабря в парламенте вице-премьер Армении Тигран Авинян. Касательно эксплуатации Сотского месторождения Авинян отметил, что “все вопросы будут обсуждаться в дальнейшем, сейчас линия разграничения на его территории скорректирована”, передал корреспондент "Кавказского узла".
В Сотке кроме работы на рудник жители занимаются и земледелием, и животноводством, подтвердил местный житель Севак Хачатрян. «Поскольку государство сегодня с нами не ведет откровенный диалог, то мы пока не знаем, откуда начинаются наши границы и где они заканчиваются, соответственно, мы не знаем, в какой части границы окажутся завтра наши луга и пастбища, будут ли они под прицелом азербайджанских ВС», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Хачатрян, добавив, что жители села ждут, когда подобные вопросы будут решены.
По словам Хачатряна, очень важно также знать о статусе демаркационной линии – это может быть государственная граница или передовая линия. Если это будет передовой линией, то, как отметил сельчанин, жители всех ближайших населенных пунктов встанут перед проблемой безопасности.
Хачатрян занимается животноводством и имеет 14 га площади в приграничной зоне, в 500 метрах от азербайджанского поста. «Никто сегодня не может мне дать гарантии того, что моя безопасность обеспечена на этих территориях, и я спокойно могу продолжать заниматься животноводством», - пояснил он.
Причем, по его словам, речь идет не только о Сотке, а обо всех населенных пунктах от Сотка до Мартуни. «Речь идет о порядка 30 тысяч населения, которые сидят и ждут, что будет. Я знаю человека, у которого 20 коров, и он решил, что в этом году у него есть возможность содержать скот до весны, поскольку успел с сенокосом, но к весне планирует уже распродать и думать о миграции», - сообщил Хачатрян.
Он также отметил, что демаркацию на границе проводят с помощью системы GPS, которая, по утверждению специалистов, выдает неверные координаты с разницей до двух километров, что очень значимо для Армении, особенно когда идет попытка перевести буферную зону на территорию Армении. «Речь идет о демаркации линии на протяжении порядка 520 км от Сотка до Джермука», - уточнил он.
Вопрос миграции из этих сел, по словам Хачатряна, будет зависеть от возможности общины, от имеющихся ресурсов. «Не все села имеют месторождение, но они живут полной жизнью. Сотк является центром общины Гегамасар, в которую входят 18 сел. По словам Хачатряна, до 2008 года в Сотке проживало от 4 до 5 тысяч человек, сегодня численность населения села составляет чуть больше 1000 человек», - отметил он, добавив, что жители села имели возможности для трудоустройства.
Много сельчан работало на строительстве автомагистрали Сотк – Карвачар – Мартакерт, уточнил он. «Сотк начал активно развиваться, бюджет общины пополнялся и взносами из месторождения, благодаря чему решился вопрос как питьевой, так и оросительной воды», - отметил Хачатрян.
Кроме этого, по его словам, поскольку село находится по краю магистрали Сотк – Карвачар – Мартакерт, люди продавали и покупали земли под павильоны, заправочные, автомойки. «К примеру, есть у нас такой житель, который взял в кредит пять тысяч долларов США, купил землю для бизнеса, а сейчас дорогу закрыли, по этой дороге никто не ездит, соответственно, бизнеса тут не может быть, но человек продолжает платить по кредитам», - рассказал Хачатрян.
«А если и рудника не будет, то не только в Сотке, но и в городе Варденис, из сел Мец Масрик, Малый Масрик, Норакерта, Акунка, Картахбюра порядка 600-700 человек останутся без работы. Это люди, которые связали свою жизнь с месторождением, они потеряют доход, и тут уже возникает угроза миграции», - отметил Хачатрян.
Какие территории достались Азербайджану после войны в Нагорном Карабахе, можно увидеть на подготовленной "Кавказским узлом" карте. Также на "Кавказском узле" опубликована карта размещения военных из России в Нагорном Карабахе.
Полномасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе продолжались с 27 сентября по 9 ноября. Подробнее о новом обострении карабахского конфликта можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война?"
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08