Коллеги Эстемировой пожаловались в ЕСПЧ на задержания за акцию памяти
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Акция памяти, проведенная в 10-ю годовщину убийства Натальи Эстемировой в Москве, носила мирный характер, однако силовики задержали ее участников, а суд рассмотрел дело в отсутствии гособвинителя и отказал в вызове свидетелей, говорится в жалобе председателя и члена совета Правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова и Светланы Ганнушкиной в ЕСПЧ.
Как сообщал "Кавказский узел", 15 июля 2019 года на Красной площади в Москве были задержаны три участника пикета памяти Натальи Эстемировой: Александр Черкасов, правозащитница Светлана Ганнушкина и журналистка "Новой газеты" Елена Милашина. 30 июля того же года суд постановил оштрафовать Ганнушкину на 150 тысяч рублей, признав ее виновной в повторном нарушении порядка проведения акции. Черкасов был оштрафован на 10 тысяч, а Милашина - на 15 тысяч.
Сотрудница грозненского офиса Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова была похищена 15 июля 2009 года, вывезена в Ингушетию и убита. По ее информации о нарушениях прав человека в Чечне правозащитники делали запросы в официальные инстанции, составляли списки пропавших без вести, сообщается в подготовленной "Кавказским узлом" биографии Натальи Эстемировой. О расследовании и основных версиях убийства правозащитницы можно узнать из справки "Кавказского узла" "Убийство Натальи Эстемировой".
Председатель совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов, а также член совета Центра Светлана Ганнушкина обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой на задержания во время акции памяти Натальи Эстемировой 15 июля 2019 года. В жалобе правозащитников говорится, что акция не была согласована, однако ее участники действовали "в условиях крайней необходимости" из-за неэффективного расследования дела об убийстве коллеги, сообщил "Коммерсант" 21 июля.
Выход на Красную площадь 15 июля 2019 года был единственным шансом привлечь внимание президента к делу об убийстве Натальи Эстемировой, заявил ранее Александр Черкасов "Кавказскому узлу". "Выйдя в пикет, мы воспользовались нашим правом, гарантированным ст.ст. 29 и 31 Конституции России и ст.ст. 10 и 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в <которых> гарантируется свобода выражения и свобода собраний", - заявила в суде Ганнушкина.
В своем обращении Ганнушкина жалуется на нарушение нескольких статей Европейской конвенции по правам человека. В частности, на нарушение ст.5 Конвенции, гарантирующей право на свободу и личную неприкосновенность: Ганнушкина была задержана и доставлена в отдел полиции без протокола, а в деле "Навальный и Яшин против России" Европейский суд указал, что лицо может доставляться в ОВД для составления протокола об административном правонарушении, только если он не может быть составлен на месте", отмечается в жалобе.
Правозащитника также указала на нарушение ст.6 Конвенции - "Право на справедливое судебное разбирательство". По словам Ганнушкиной, суд прошел без гособвинителя, а значит, его функции фактически выполнял судья. Кроме того, суд отказал в вызове свидетелей - полицейских, составлявших рапорты, а также очевидцев, которые могли бы "продемонстрировать суду несостоятельность версии полицейских", информирует издание.
Ганнушкина также упоминает в жалобе о статьях, гарантирующих свободу выражения мнения и свободу собраний (ст.10 и ст.11 Конвенции): "Мероприятие носило мирный характер, каких-либо насильственных действий заявителем не осуществлялось […] Как установил Европейский суд, одно только участие лица в несогласованной акции не может являться достаточным для обоснования вмешательства в его право на свободу собраний", говорится в обращении Ганнушкиной.
Об аналогичных нарушениях в своей жалобе заявил и Александр Черкасов, сообщается в материале издания.
Право на мирные пикеты гарантировано российской Конституцией и европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ранее указала на суде адвокат Анастасия Саморукова. Она считает, что полицейские ошибочно определили статус Красной площади как места, где запрещено проведение митингов, поскольку там нередко проводятся различные массовые мероприятия. "Удивление вызывает, что полицейские указывают мавзолей как место, прилегающее к администрации президента - я была бы с этим аккуратнее", - заявила адвокат.
Отметим, что в одиннадцатую годовщину убийства Натальи Эстемировой ее коллеги заявили, что за эти годы, в течение которых убийство Натальи Эстемировой остается нераскрытым, поток обращений жителей Чечни к правозащитникам снизился в разы на фоне ухудшения ситуации с нарушением прав человека, констатировали коллеги убитой. Они связали это с укреплением атмосферы страха в республике.
Материалы о нарушениях прав человека и борьбе с инакомыслящими в Чечне "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне", а новости, связанные с убийствами Натальи Эстемировой и ее подруги, журналистки Анны Политковской, - на тематической странице "Политковская и Эстемирова".
-
17 ноября 2024, 11:41
-
17 ноября 2024, 08:36
Более 2000 автомобилей скопилось в очереди на "Верхнем Ларсе"
-
17 ноября 2024, 07:34
-
16 ноября 2024, 19:25
-
16 ноября 2024, 18:04
-
16 ноября 2024, 14:27