Акции феминисток привлекли внимание к проблеме домашнего насилия на Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проблема семейного насилия остается актуальной и на Южном Кавказе, и в регионах СКФО. Однако феминистки на Северном Кавказе не выходят на уличные акции, как активистки в Азербайджане, Армении и Грузии.
Как писал "Кавказский узел", 8 марта участницы шествия феминисток в Баку указали властям на проблему семейного насилия в стране. Организаторы акции призвали власти Азербайджана обеспечить равные права мужчин и женщин на работу и образование, а также присоединиться к Стамбульской конвенции, направленной на борьбу с насилием над женщинами. Одна из участниц акции подверглась травле и попыталась покончить с собой. Прокуратура возложила вину за произошедшее на активистов феминистского движения.
На "Кавказском узле" опубликован фоторепортаж "Феминистки в Баку: "Улицы для нас свободны".
Грузинские активистки провели акцию в защиту женщин
На проблему насилия над женщинами в Грузии указали 8 марта властям участницы акции-перфоманса в центре Тбилиси. В акции приняли участие несколько десятков представительниц женского движения, передал корреспондент "Кавказского узла".
"Если мы не ознакомим общественность и не привлечем внимания к ней, не поможем жертвам, начнем оправдывать насильников, искать мотивы и причины и какое-нибудь моральное преимущество насильников, то подобные преступления будут повторяться вновь и вновь", - пояснила лидер женского движения Байя Патарая корреспонденту "Кавказского узла".
8 марта в Ереване и 9 марта в Гюмри также прошли шествия активисток, которые потребовали обратить внимание на семейное насилие. В Армении, как и в Азербайджане, семейное насилие - актуальная проблема, пояснила координатор коалиции "Против насилия над женщинами", правозащитница Зара Ованнисян. По ее словам, в 2018 году Следственный комитет Армении возбудил более 500 уголовных дел о домашнем насилии, а в 2019 году - уже более 630. "У жертв домашнего насилия появилось ощущение, что государство может их защитить", – сказала Ованнисян.
Грузинские активистки выразили протест против насилия в отношении женщин и роста числа случаев убийств женщин, говорится в публикации 8 марта на сайте проекта Ассоциации ООН Грузии.
"В этом году фемицид превратился у нас в повседневность: всего за два месяца убили восемь женщин. Виновника каждый видит в другом. Фемицид стал социальной проблемой, и настало время, чтобы каждый из нас почувствовал ответственность", - приводится в публикации цитата из манифеста женского движения.
Гахария и МВД Грузии озвучили различные данные о числе жертв домашнего насилия
О том, что за два месяца восемь женщин погибли в результате домашнего насилия, сообщил 6 марта на своей странице в Facebook и премьер-министр Грузии Георгий Гахария. "У нас действительно есть хорошее законодательство, и совместными силами много чего сделано, только нужно еще больше усилий, поскольку картина ухудшилась. За последние два месяца восемь женщин были убиты членами их собственных семей", - написал Гахария, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Гахария призвал мужчин включиться в кампанию против насилия над женщинами, а также обратился к членам правительства, политикам, общественным деятелям и журналистам с призывом обнародовать информацию о подобных случаях.
По данным МВД Грузии, в 2019 году к уголовной ответственности за семейное насилие были привлечены 4,6 тысячи человек. Всего в 2019 году правоохранители возбудили более шести тысяч уголовных дел о семейном насилии, тогда как в 2018 году таких дел было возбуждено 5,6 тысячи, заявила 13 февраля замминистра внутренних дел Нини Цициашвили.
"В 2019 году по сравнению с 2018-м значительно выросло число обращений в полицию, что говорит о росте доверия и повышении сознательности в обществе", - процитировал Цициашвили "Sputnik-Грузия".
По словам замминистра, в 2019 году для защиты жертв семейного насилия полиция выписала 10,3 тысячи сдерживающих ордеров, что на 34% больше, чем в 2018 году. При этом в 2019 году была ужесточена ответственность за нарушение условий ордера, и теперь это считается уголовным преступлением. Это, по оценке Цициашвили, привело к сокращению числа случаев нарушения условий ордера: после ужесточения законодательства условия нарушили только 4% обвиненных в семейном насилии.
По данным МВД, за первые два месяца 2020 года жертвами семейного насилия в Грузии стали три женщины, сообщило 29 февраля издание. В частности, 18 февраля в городе Самтредиа (регион Имерети) молодую женщину, по версии правоохранителей, убил муж, с которым она собиралась развестись.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала семейное насилие одним из самых распространенных преступлений в стране. "Насилие в отношении женщин неприемлемо. Шокирует каждый случай убийства, но, когда женщину убивают потому, что она женщина - это проблема общества. Вместе с активным участием государства решающую роль играет образование, культура и общественная консолидация... Важна совместная работа государства и общественности, в том числе религиозных организаций", - процитировал 20 февраля "Sputnik-Грузия" заявление Зурабишвили.
32-летняя жительница Тбилиси Александра Краузе, которая столкнулась с насилием со стороны мужа, призналась, что "никогда никому не говорила о своих проблемах". "Я и многие мои сверстницы росли в такой атмосфере, в которой не существовало даже понятия «семейное насилие». И несмотря на то, что в последнее время люди стали меняться, получать больше информации по этой теме, часто тяжело бывает усвоить эту информацию и «согласовать» ее со своей психикой", – привело 26 февраля ее слова "Эхо Кавказа".
Сейчас, по словам Краузе, она научилась говорить о своих проблемах. Женщины, оказавшиеся в такой ситуации, не должны молчать о ней, считает жительница Тбилиси. "Мы должны сообщить об этом нашим близким, которые беспокоятся за нас, попросить у них помощи. В такой ситуации просить помощи не стыдно. Мы должны прийти к пониманию того, что жизнь может быть лучше", - процитировало Александру Краузе издание.
В Баку первая попытка феминисток провести акцию состоялась 8 марта 2019 года. На нее пришли около 50 женщин, но полицейские, объявив шествие несогласованным, оттеснили женщин с площади. Отсутствие подобных акций на Северном Кавказе вызвано не страхом местных женщин, а их представлениями о целесообразной социальной активности, объяснила тогда дагестанская журналистка Светлана Анохина.
На Северном Кавказе феминистки не проводят публичных акций
В Дагестане с 2019 года ситуация не изменилась, у местных феминисток по-прежнему нет лидеров, которые могут организовать уличные акции, сообщила 10 марта корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Анохина.
"Лидеров не появилось. Во всяком случае мне есть с чем сравнивать. Например, в Ингушетии я вижу вполне сложившееся фем-сообщество. Путь они выступают не под своими именами, но у них есть Telegram-канал. Они очень смелые, резкие. Такого сообщества у нас в Дагестане нет. Мы более сложно устроенная структура. У нас очень много разных людей. Я знаю девушек, которые себя называют феминистками, но я пока никакого движения с их стороны не вижу", - посетовала Анохина.
Проблема домашнего насилия актуальна и для жительниц Северной Осетии, сообщила 10 марта корреспонденту "Кавказского узла" волонтёр движения против насилия "Хотæ" Ася Дзагурти.
В Северной Осетии за три месяца существования проекта "Хотæ" ("Сестры") активисты получили почти 40 обращений, рассказала 10 января организатор движения Агунда Бекоева. "Чаще всего речь идет о рукоприкладстве и угрозах со стороны мужа. Обычно нам пишут молодые женщины с двумя-тремя детьми. Очень часто бывает, что мужья грозятся отобрать у них имущество, вешают на них кредиты, выгоняют из домов с детьми", - привела ее слова "Медуза".
"Каждый день мы получаем сообщения от пострадавших с их историями. К сожалению, у нас пока нет региональной статистики, на которую мы могли бы опираться в нашей работе. Более того, мы не являемся квалифицированными экспертами по теме домашнего насилия, мы - группа добровольцев. Но буквально на днях мы запустили опрос как раз по данной теме и надеемся, что его результаты помогут нам привлечь внимание широкой общественности к проблеме", - сказала Ася Дзагурти.
Напомним, в сентябре 2019 года в Северной Осетии вызвало резонанс нападение на 22-летнюю жительницу Владикавказа Регину Гагиеву. Она была ранена ножом и через неделю умерла в больнице. По версии следователей, на нее из ревности напал бывший муж, сбежавший из-под домашнего ареста. Он заключен под стражу.
В браке муж часто избивал Регину Гагиеву, но силовики не реагировали на ее жалобы, рассказала сестра убитой Роксана Гагиева. Следствие пообещало проверить информацию о том, что гибель Регины Гагиевой стала результатом бездействия правоохранителей, поскольку ее бывший муж в день убийства должен был находиться под домашним арестом.
Положение женщин в регионах Северного Кавказа ухудшается на фоне отсутствия политики по защите их прав, констатировали 5 февраля участники семинара в Москве, посвященного проблеме гендерного неравенства на Северном Кавказе.
В большинстве случаев жизнь женщины на Северном Кавказе ограничивается семьей и обществом, которое отказалось от поддержки женщины. Женщина, как правило, остается наедине с проблемой домашнего насилия, и ситуация усугубляется жестким соблюдением религиозных догм и традиций, рассказала, в частности, президент Центра исследований глобальных вопросов современности и региональных проблем "Кавказ. Мир. Развитие" Саида Сиражудинова.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"