Кремль оставил без реакции новый выпад Кадырова в сторону Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Публичные претензии Рамзана Кадырова на ряд ингушских сел вызвало возмущение и критику в ингушском обществе, заявил правозащитник Магомед Муцольгов. Кремль дает Кадырову свободу высказываний и не будет комментировать это заявление главы Чечни из соображений осторожности, считают опрошенные "Кавказским узлом" политологи.
Как писал "Кавказский узел", 23 декабря Рамзан Кадыров провел более чем пятичасовую пресс-конференцию. В ходе общения с журналистами он прокомментировал, в частности, территориальные споры Чечни с соседними республиками. Так, Кадыров изъявил готовность передать Дагестану "в качестве милостыни" спорный участок земли, по которому шло разбирательство в суде. Также во время пресс-конференции он заявил о претензиях на семь сел Малгобекского и Сунженского районов Ингушетии.
"Это наша территория. У нас к ним претензии. Если бы мы не относились к ингушскому народу по-братски, мы забрали бы свои населенные пункты, села, семь сел, которые господин Дудаев передал Аушеву временно. Пока они проведут референдум и прочее. Мы оставили временно отданную им территорию. Если они будут заигрываться, мы заберем свои села обратно. У нас есть юридические права на это, хотя мы абсолютно молчим. Если Аушев герой, патриот, генерал, он должен знать, понимать, как передавались сёла в дудаевское время. Мы пострадавшие на самом деле, а нас обвиняют. Мы отнеслись с уважением к ингушскому народу, они должны понять это. А если не поймут, то как хотят. У нас к ним нет претензий, мы должны строить, развиваться, пусть они тоже поминутно развиваются, строят республику", - заявил Кадыров, слова которого перевел корреспондент "Кавказского узла".
Заявление Рамзана Кадырова о чеченских селах на территории Ингушетии вызвало возмущенную реакцию у ингушей, рассказал руководитель правозащитного центра «МАШР» Магомед Муцольгов. Он оценил эти слова главы Чечни как политическую спекуляцию.
Муцольгов отметил, что свое негодование люди выражают в публичном пространстве. О каких-то закрытых обсуждениях заявления Кадырова правозащитнику не известно.
«Нам постоянно говорят про эти районы или говорят идти забрать (у Северной Осетии) Пригородный район, это называется подстрекательством. По-другому к этому относиться нельзя. Все в этой жизни временно, как и Рамзан Кадыров на этом посту, никто не вечен. Ингуши и чеченцы братья, они всегда между собой разберутся независимо от того, что думают кремлевские ставленники. Да, они сегодня влиятельные, богатые, они не смотрят на закон, но все в этой жизни временно. Главное, чтобы два народа между собой не поддавались этим политическим провокациям», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Муцольгов.
Подписанное 26 сентября 2018 года соглашение о границе между Ингушетией и Чечней не разрешило, а лишь подогрело давний спор о границе двух республик. Руководство Чечни считает, что этой границы после распада Чечено-Ингушской АССР вовсе не существовало, а спорные земли всегда относились к территории Чечни. При этом чеченская сторона апеллирует к границам 1934 года и договору о разграничении территории, подписанному Русланом Аушевым и Джохаром Дудаевым в 1993 году, говорится в справке "Кавказского узла" "Спор о чечено-ингушской границе: аргументы сторон".
На Северном Кавказе сохраняется архаичное отношение к земле и оно становится дополнительным конфликтогенным фактором, считает ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, политолог и конфликтолог Олег Цветков.
«На Кавказе есть проблема, которой нет в других регионах России — условно этническая собственность на землю. Это дополнительный источник конфликтности, существующий на Северном Кавказе, и с этим надо что-то делать, преодолевая такое отношение к земле. С другой стороны, есть реалии, в которых мы живем: вопрос об условно этнической собственности может вызвать серьезное напряжение, мы это видели, когда были массовые протесты с ингушской стороны. В таких условиях лучше эти темы вообще не трогать: была некая устоявшаяся административная граница, и, может быть, лучше в этой ситуации откладывать решение всех земельных вопросов на потом, а не вносить дополнительные факторы напряжения», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
Отсутствие реакции Кремля на заявления Рамзана Кадырова чаще всего продиктовано осторожностью», считает он. «Московские чиновники, работающие с Кадыровым, ведут себя по отношению к нему весьма осторожно. Кадыров известен как человек не всегда предсказуемый, иногда чрезмерно ярко выражающий свои желания, поэтому они соблюдают определенные меры осторожности, чтобы не провоцировать с его стороны какие-либо жесткие высказывания и поступки», - заключил Олег Цветков.
Земельный спор между Чечней и Ингушетией - сложный и конфликтный вопрос, разрешить который федеральный центр не способен, считает директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.
«Нам известно, какой потенциал [конфликтогенности] несут в себе земельные проблемы: не было ни одного межэтнического конфликта, не связанного с землей. Если бы федеральный центр мог способствовать решению всех этих вопросов, это было бы давно уже сделано. Очень жаль, что такие общественные институты, как Советы старейшин, аксакалов, народных героев региона, которые на Северном Кавказе всегда были опорой общества, сегодня не задействованы, нет консенсуса. Если молодой человек говорит и его не слушают - это одно, но когда говорит авторитетный старший человек преклонного возраста, его не могут не слушать. Надо делать ставку с обеих сторон на базовые общественные институты, на духовенство и решать вопросы исключительно мирным путем, без практики «заберу-отдам»», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Гереев.
Он отметил, что в Чечня также живет в ожидании решения приграничных вопросов, как и Ингушетия. «Современная Чеченская республика [...] кровно заинтересована поставить большую точку на приграничных спорах. Это касается и Ингушетии, и Дагестана, и других вопросов, связанных с окружением и взаимоотношениями с соседями», - считает Гереев.
В вопросе территориального спора между Чечней и Ингушетией "Кавказский узел" стремится максимально представить позицию как чеченской, так и ингушской сторон. События и, соответственно, новостная повестка вокруг конфликтной темы формируется во многом за счет активности ингушских активистов. Это может создавать ощущение дисбаланса в освещении позиций. "Кавказский узел" неоднократно публиковал мнение не только обычных жителей Чечни, но и чеченских историков. В материалах "Кавказского узла" представлены также аргументы орстхойцев, чеченской диаспоры, и аккинцев, проживающих в Дагестане, где остаются нерешенными территориальные вопросы, в частности, статус Ауховского района.
Кремль оставлял без реакции и более жесткие высказывания со стороны Рамзана Кадырова, обратил внимание аналитик. «Кремль не будет реагировать. Он герой России, высказывается так, как умеет. С другой стороны - тоже военный человек, имеющий огромный опыт работы в силовых структурах, Махмуд-Али Калиматов, который тоже не привык уступать. Я думаю, что в этих вопросах он также будет иметь свою принципиальную позицию по ситуации. Вопрос лишь в том, когда и в каком виде это будет проявляться», - заключил Гереев.
"Кавказский узел" ведет обновляемую хронику "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Новости о территориальных спорах Чечни с соседними регионами "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Как Кадыров Чечню укрупняет".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39