Посетители выставки в Нальчике вспомнили ужас теракта в Беслане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители Нальчика посетили двухдневную фотовыставку "Помнить, чтобы жить", посвященную 15-й годовщине захвата заложников в бесланской школе. Расследование теракта в Беслане до сих пор не завершено, напомнила соорганизатор выставки Анета Гадиева.
Фотовыставка "Помнить, чтобы жить", организованная комитетом "Матери Беслана" при поддержке полпредства СКФО, завершилась сегодня в Нальчике. Экспозиция из 85 снимков была представлена в фойе Государственного концертного зала в течение двух дней, 20 и 21 августа, сообщил побывавший на выставке корреспондент "Кавказского узла".
1 сентября 2004 года террористы захватили 1128 заложников в спортзале школы №1 в Беслане. Операция по их освобождению завершилась 3 сентября 2004 года. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 810 человек получили ранения. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещен материал "Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)", а в разделе "Хроники"- хроника теракта и последовавших за ним событий.
На фото изображены страшные сцены захвата заложников в бесланской школе. Проект "Помнить, чтобы жить" был задуман "Матерями Беслана" еще пять лет назад, но возможность реализовать его представилась только в 2019 году - комитет выиграл президентский грант на организацию выставки, рассказала сопредседатель организации Анета Гадиева.
"Автор фотографий - корреспондент ТАСС Сергей Узаков. Он приехал в Беслан накануне захвата школы и ему удалось снять многие события, происходившие в те дни. Впоследствии он все свои снимки передал комитету "Матери Беслана". На выставке представлены также фотографии Валерия Савлаева, сделанные уже после событий", - рассказала Гадиева корреспонденту "Кавказского узла".
Савлаев - автор фотографии с заложницей Альбиной Цкаевой, которая в сентябре 2004 года была грудным ребенком. Из захваченной боевиками школы ее вынес первый президент Ингушетии Руслан Аушев и передал бойцу ОМОН, а сделанный в этот момент фотоснимок омоновца с грудным ребенком на руках стал известен во всем мире. На выставке рядом представлены два фото Альбины: на одном маленькая девочка на руках у силовика, а на втором снимке она же идет в первый класс. Мама Альбины и ее сестра погибли в результате теракта.
Выставка поделена на три смысловые части. В первой части представлены фото, сделанные сразу после захвата заложников, люди на снимках в напряжении и тревожном ожидании. Вторая часть экспозиции - фотографии, сделанные во время штурма школы, когда взрослые выносили из здания окровавленных детей. Третья часть посвящена сохранению памяти о жертвах теракта.
Комитет "Матери Беслана" ставит перед собой три задачи, первая из них - добиться завершения расследования по делу о теракте, которое спустя 15 лет не закрыто, рассказала Анета Гадиева.
"Из уголовного дела было выделено три дела. Первое - дело террориста Кулаева, который был осужден на пожизненное заключение. Мы хотели бы, чтобы ему дали смертную казнь, но в России смертную казнь отменили. Второе дело - руководителей Правобережного ОВД, к ним была применена амнистия, при этом они не признали себя виновными. Они написали, что вынуждены согласиться на амнистию. так как другого выхода у них нет, а так виновными себя не считают. Третье дело - дело руководителей ОВД Малгобекского района Ингушетии. Их судил суд присяжных в Нальчике, вердикт был - невиновны. В суде они сказали, что знали всех этих боевиков и арестовывали их, но каким-то образом те вновь оказывались на свободе. Именно этот вопрос нам и не дает покоя - каким образом террористы оказались в одно время все на свободе и собрались в одном месте. Кто их собрал, как они так легко проехали через посты с таким количеством оружия?" - сказала Гадиева.
Страсбургский суд, который вынес решение по жалобе "Матерей Беслана" и назначил им компенсации, рекомендовал российским властям активизировать расследование по делу о теракте и не применять оружие массового поражения в случаях захвата заложников, отметила она.
13 апреля 2017 года ЕСПЧ признал нарушение прав родственников погибших и пострадавших при захвате бесланской школы в 2004 году и присудил 409 заявителям компенсации на общую сумму 2,955 млн евро и еще 88 тысяч евро в качестве возмещения судебных издержек. О том, что шквальный огонь из огнеметов и танков велся в то время, когда в школе еще находились заложники, заявили и активистки "Голоса Беслана", которые провели протестную акцию 1 сентября 2016 года.
"Матери Беслана" возлагают часть вины за трагедию на правоохранителей, которые позволили боевикам осуществить план теракта. "Власть допустила, чтобы террористы смогли объединиться и совершить этот страшный теракт. Правоохранительные органы показали свою неспособность в критической ситуации противостоять вызовам, и в этом состоят наши претензии к ним", - сказала Гадиева.
Она указала и на другие промахи властей: так, пожарные приехали к загоревшейся в ходе штурма школе с опозданием и у них оказалось недостаточно воды. В результате 116 тел настолько обгорели, что установить причину их смерти не удалось. Спецназовцы также оказались недостаточно хорошо подготовлены к бою, из-за этого 10 бойцов и два сотрудника МЧС погибли, считает Гадиева. Комитет предпринимает усилия, чтобы создать на базе бесланской школы №1 музей борьбы с терроризмом, увековечив в нем погибших спецназовцев.
"Дело не закрыто, тела шести террористов так и не были опознаны. Их не могут опознать, потому что они иностранные граждане. Это все нас бередит, не дает нам спокойно жить", - добавила Гадиева.
Нальчане, посетившие выставку, остались под впечатлением от экспозиции. Жительница Нальчика Инга Бабаева рассказала, что заново пережила все эмоции, которые испытала в дни теракта.
"Я вспомнила, как я сидела перед телевизором в ожидании вестей из Беслана, как молилась, как надеялась, что детей пощадят. Увы, надежды не оправдались. Это было событие, про которое можно сказать словами Маяковского: "Ужас из железа выжал стон", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
На выставке представлен также портрет журналиста Мурата Габоева, который написал две книги о теракте в Беслане - "Огненный шар" и "Плакал дождь холодными слезами". "Он все время был с нами, он написал о каждом заложнике. Он все пропустил через свое сердце, заболел и умер", - рассказала Гадиева.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14