Азербайджанский оппозиционер рассказал об угрозах при задержании
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Показания полицейского, который задерживал активиста партии "Мусават" Азада Гасанова, вызвали недоумение защиты. Оппозиционер заявил в суде, что силовики подбросили ему наркотики и заставили подписать признательные показания.
"Кавказский узел" писал, что политэмигрант Азад Гасанов был арестован 12 октября 2018 года, на следующий день после возвращения в Азербайджан из Литвы. Оппозиционер заявил, что согласился с обвинением в незаконном обороте наркотиков под угрозой пыток. Адвокат заявил о нарушении права оппозиционера на свидания и телефонные разговоры с родными в СИЗО, перевода Гасанова под домашний арест защите добиться не удалось.
Сегодня в Бакинском суде по тяжким преступлениям началось разбирательство по делу Гасанова. Поддержать его в суд пришли около двух десятков активистов партии "Мусават". По словам прокурора, Гасанова задержали на основании оперативной информации, при нем нашли 3,5 грамма героина. Гасанов отверг обвинения.
Он рассказал, что еще в 2014 году покинул Азербайджан и вместе с женой и ребенком жил с тех пор в Литве. "10 октября 2018 года я говорил по "Скайпу" с отцом. Он онкологический больной. У него ампутирована нога, он перенес инфаркт. Я увидел, что ему совсем плохо. Я решил, что должен поехать в Баку и увидеться отцом, пока он жив. 11 октября утром я прибыл в Баку, прямо из аэропорта поехал и увиделся с отцом. Потом я навестил больного дядю. Далее я совершил намаз в мечети и оттуда направился на кладбище, чтобы посетить могилу матери. Около 16.00 я вернулся домой. Мы стояли с племянником на улице, когда позвонил мой брат. Он сказал, что меня искали по месту моей прежней работы. Он мне сказал, чтобы я брал паспорт и уезжал. Я сказал брату: "Я не нарушал законов, почему меня должны арестовывать?" Через некоторое время появился автомобиль с людьми в гражданской одежде. Они посадили меня в машину и увезли в горотдел (главное управление полиции города Баку. - Прим. "Кавказского узла")", - рассказал Гасанов.
По словам активиста, в полиции на него надели наручники. "Меня наклонили головой вниз и в этот момент что-то положили в карман. А потом мне сказали, что это наркотики. Лица в штатском стали требовать, чтобы я признался, что наркотики принадлежат мне. Они сказали, что если подпишусь под протоколом, наказание будет легким. И в то же время пригрозили, что в противном случае "будет очень плохо", и "здесь еще никто не отказывался подписываться". Я подумал, что дадут все 30 суток, и подписался. Но потом, когда 12 октября суд избирал меру пресечения в виде ареста, я сказал, что не признаю себя виновным. Я просил дать мне возможность позвонить домой, пригласить себе адвоката. Но на это в суде не обратили внимания", - продолжил Гасанов. Он отметил, что адвокат впервые его посетил уже в Бакинском СИЗО-1.
Подсудимый сказал, что никогда не принимал наркотики и даже не курил сигарет, не употреблял алкоголь, зато с 19 лет являлся членом партии "Мусават" и участвовал в протестных акциях.
Допрошенный в суде старший лейтенант столичной полиции Эльвин Казымов, который был представлен как руководитель оперативной группы, задержавшей Гасанова, подтвердил слова прокурора о том, что Гасанова задержали на основании оперативной информации. Адвокат Осман Кязимов спросил у него, почему Гасанова не досмотрели на месте. "Там не было условий", - отметил полицейский. На вопрос, почему о задержании не известили родственников Гасанова, Казымов сказал, что тот сам не захотел этого. Адвокат также выразил удивление тем, что после обнаружения у обвиняемого столь большого количества наркотиков в доме Гасановых не провели обыск. "Гасанов сам сказал, что дома у них нет наркотиков", - объяснил свои действия старший лейтенант. На уточняющий вопрос адвоката, как можно было поверить подозреваемому в тяжком преступлении, полицейский не ответил ничего.
Сам Гасанов указал на то, что Эльвин Казымов не руководил задержанием, а лишь участвовал в нем. "Человек, руководивший всем этим, в автомобиле сел рядом с водителем. А этот был рядом со мной, на заднем сиденье", - сказал Гасанов.
Следующее заседание суда назначено на 15.00 (14.00 мск) 18 марта. Гособвинитель Рзаев оказался не доступным для комментариев.
Защита указала на необоснованность обвинений. "Человека обвиняют в сбыте наркотиков в крупном размере, но нет ни одного доказательства о его потенциальной клиентской базе. С другой стороны, согласно решению пленума Верховного суда, обвинение в сбыте наркотиков можно выдвигать, если наркотики были расфасованы на мелкие части", - сказал адвокат Осман Кязимов корреспонденту "Кавказского узла".
Обвинения, связанные с наркотиками, типичны для преследуемых оппозиционеров, отметил зампред партии "Мусават" Фарадж Керимли. "По этой статье в тюрьмах сейчас находятся активисты Мурад Адилов, Эльгиз Гахраманов, Орхан Бахышлы и другие. В свое время меня самого и моего брата обвинили по этой же статье. Против нас также не было доказательств, кроме показаний полицейский и находящихся у них на службе "дежурных понятых". Это абсурд. Человек приехал повидать больного отца, а его арестовали по клеветническому обвинению", - сказал Керимли корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, что Азад Гасанов признан правозащитниками политзаключенным. По статье 234.4.3 "Незаконный оборот наркотиков в крупном размере" ему грозит от 5 до 12 лет лишения свободы.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" освещаются на тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказский узел" опубликовал справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"