Кабмин Грузии одобрил кандидатуру Тадумадзе на пост главного прокурора
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правительство поддержало выбор кандидатуры Шалвы Тадумадзе на должность главного прокурора Грузии. Изначально было понятно, что правящая партия не уступит оппозиции важный пост, отметили политологи.
Как писал "Кавказский узел", 11 июля на пост главного прокурора Грузии был представлен глава администрации правительства Шалва Тадумадзе. За него проголосовало большинство представителей прокурорского совета. При этом один из кандидатов на пост главного прокурора Шалва Шавгулидзе снял свою кандидатуру в знак протеста против отказа прокурорского совета сделать заседание открытым для СМИ.
31 мая главный прокурор Грузии Ираклий Шотадзе подал в отставку после неприемлемого, по его мнению, решения суда, частично оправдавшего обвиняемых в убийстве двух школьников в Тбилиси. Заявки на участие в конкурсе на должность главного прокурора Грузии подал 21 человек, однако трое затем сняли свои кандидатуры. 6 июля прокурорскому совету Грузии были представлены три кандидата: ассистент-профессор Тбилисского государственного университета имени И.Джавахишвили Нино Гогниашвили, глава администрации правительства Шалва Тадумадзе и председатель партии "Свободные демократы" Шалва Шавгулидзе
Отбор кандидата на пост главного прокурора раскритиковали за непроведение консультаций
Премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе вечером 11 июля на брифинге заявил, что правительство страны поддержало представленную на пост главного прокурора кандидатуру Шалвы Тадумадзе и представит его на рассмотрение и утверждению парламенту. Бахтадзе уверен, что Тадумадзе будет достойным главным прокурором, он охарактеризовал его как "крайне добросовестного и очень принципиального человека". Также у Тадумадзе хорошая репутация как в профессиональных, так и научных кругах, отметил глава правительства.
"В последний период Тадумадзе был руководителем администрации правительства, до этого - с 2012 года был парламентским секретарем и непосредственным участником проведения законодательных процессов при осуществлении наиважнейших реформ", - заявил Мамука Бахтадзе, слова которого приведены в сообщении пресс-службы правительства, полученном корреспондентом "Кавказского узла".
Примечательно, что в отборе кандидата на пост главного прокурора не участвовала глава прокурорского совета - министр юстиции Тея Цулукиани, которая не стала озвучивать основную причину своего решения. Она не участвовала в голосовании и не задавала вопросов кандидатам, только вела заседание совета. Цулукиани указала, что познакомилась с Тадумадзе, еще находясь в оппозиции и в ходе борьбы с тогдашней правящей партией "Единое национальное движение", считает его своим соратником и крестила его ребенка.
"Были еще другие, более веские причины, из-за которых я не приняла участие в голосовании. Я не приняла участие в голосовании, чтобы моим участием не навести пусть даже малую тень на решение лиц такой высокой квалификации, какими являются члены прокурорского совета", - заявила Тея Цулукиани, слова которой приводит "Грузия-онлайн".
Ранее грузинские НПО выступили против участия министра юстиции в выборах главного прокурора. Из-за отсутствия доверия к министру Тее Цулукиани, которая возглавляет прокурорский совет, нет доверия и к процессу отбора кандидатов, заявила "Кавказскому узлу" парламентский секретарь президента Анна Нацвлишвили.
Несмотря на то, что Тея Цулукиани воздержалась от участия в отборе кандидата на пост главного прокурора, на нее все же обрушилась критика. В частности, в администрации президента Грузии указали, что законодательство обязывает министра юстиции в течение одного месяца провести консультации с общественностью - гражданским обществом и академическими кругами по всем представленным кандидатам на этот пост, после чего уже отобрать трех кандидатов для их представления прокурорскому совету.
"Эти консультации не состоялись, и после этого назвали трех кандидатов, а в конце мы увидели, что, к сожалению, прокурорский совет провел процесс непрозрачно", - заявил советник президента Грузии по вопросам прав человека и правосудия Каха Кожоридзе, слова которого приведены в сообщении пресс-службы президента Грузии, полученном корреспондентом "Кавказского узла".
Кожоридзе уверен, что проведенный процесс не послужит увеличению доверия к ведомству.
Политологи связали доверие к прокуратуре с ее независимостью от власти
В стране увеличится доверие к прокуратуре, если Тадумадзе сможет выйти из-под влияния правящей партии и действовать независимо от власти, считают грузинские политологи. При этом, по их мнению, правящая партия "Грузинская мечта – Демократическое движение", имеющая парламентское большинство, не уступит эту должность оппозиции.
В компетенцию прокуратуры в Грузии входит возбуждение уголовных дел и проведение следствия, поэтому ведомство "играет решающую роль в развитии демократии", считает руководитель Центра исследований безопасности и международных отношений Ника Читадзе. Он обратил внимание на то, что во власти в Грузии происходит злоупотребление полномочиями.
"Ни прокуратура, ни судебная система не являются независимыми политическими субъектами. В Грузии люди, лояльно относящиеся к власти, в случае нарушения законодательства и при возбуждении уголовного дела не подлежат наказанию - не сидят в тюрьме", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ника Читадзе.
Это можно утверждать на примере инцидента в селе Корцхели, когда избившие депутатов парламента люди не понесли наказание, указал эксперт.
В ходе промежуточных выборов в органы местного самоуправления 22 мая 2016 года в селе Корцхели под Зугдиди около 70 человек напали на лидеров оппозиционной партии "Единое национальное движение" рядом с избирательным участком. Сообщалось, что лишь шестерым участникам инцидента было предъявлено обвинение в хулиганстве. При этом вскоре после инцидента в Корцхели, 24 июня 2016 года, парламент принял изменения в Уголовный и Избирательный кодексы Грузии, предусматривающие ужесточение наказания за драки около избирательных участков в день голосования и позволяющие полиции во время выборов находиться на территории, прилегающей к избирательному участку.
Восстановление доверия к прокуратуре зависит от деятельности главного прокурора - сможет ли он быть независимым, преодолеть давление власти, считает и руководитель Центра демократического развития и гражданского общества Владимир Божадзе.
По его мнению, "Грузинская мечта" не намерена уступать этот важный пост оппозиции, поэтому в обществе и не было ожидания, что главой прокуратуры может стать оппозиционер.
"Такой важный пост действительно никто не уступит. Первая и принципиальная задача главного прокурора - восстановить доверие к своей персоне, после чего к самой системе, также он должен начать диалог с НПО", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Владимир Божадзе.
источник: корреспондент "Кавказского узла"