Кавказоведы объяснили выход Дагестана из КЦМСК конкуренцией между муфтиятами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Координационный центр мусульман Северного Кавказа под руководством Исмаила Бердиева неэффективно выполняет свои функции, и выход ДУМ Дагестана из него в очередной раз показал, что муфтияты слабо нуждаются в подобной организации, поскольку конкурируют в регионе между собой, заявили опрошенные "Кавказским узлом" кавказоведы.
Как писал "Кавказский узел", ДУМ Дагестана объявил о выходе из Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) 18 марта. Согласно сообщению пресс-службы муфтията, это стало ответом председателя ДУМ Дагестана Ахмада Абдулаева на претензии муфтиев других республик, недовольных тем, что в их регионах распространяется газета дагестанского муфтията "Ас-салам".
Координационный центра мусульман Северного Кавказа, или ДУМ Северного Кавказа - это централизованная религиозная организация мусульман республик Северного Кавказа, созданная в августе 1998 года. С 2003 года его возглавляет муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев. КЦМСК объединяет централизованные религиозные организации мусульман на территории СКФО, а также ДУМ Адыгеи и Краснодарского края, сообщается на сайте федерального Духовного управления мусульман.
Бердиев: мне муфтий Дагестана ничего о выходе из КЦМСК не говорил
Пока единственная информация, которой располагает Координационный центр по поводу решения дагестанского муфтията, - это та, что опубликована в Интернете, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель КЦМСК, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев.
"С муфтием Дагестана я пока еще не связывался и по этой ситуации ничего не обговаривал, и он мне ничего не сообщал. Впрямую от Духовного управления мусульман Дагестана никакого заявления о выходе не поступало", – сказал он.
Бердиев не сомневается, что сотрудничество северокавказских муфтиятов продолжится в любом случае, хотя без Дагестана религиозная деятельность КЦМСК не будет полноценной.
"Потому что Дагестан – это основополагающий исламский регион на Кавказе, но несмотря ни на что, конечно, мусульмане Кавказа и в дальнейшем будут сотрудничать", – сказал глава КЦМСК.
Он заявил, что более точную информацию будет иметь после встречи с муфтием Дагестана.
"Это произойдет после начала месяца Раджаб (месяц мусульманского календаря, начнется примерно 29 марта. – Прим. "Кавказского узла"). Тогда у меня будет время", – указал Бердиев.
Уверенно говорить о том, что ДУМ Дагестана вышел из Координационного центра, пока преждевременно, сказал корреспонденту "Кавказского узла" муфтий Северной Осетии Хаджимурад Гацалов.
"Я не собираюсь реагировать на данное заявление, так как считаю, что они поспешили с этим заявлением", – сказал муфтий.
По мнению Гацалова, если решение организации и окончательное, то оно все равно должно быть удовлетворено только после прохождения определенного юридического процесса. На данный же момент процедура выхода не запущена.
"Что касается причины, указанной в заявлении, то если человек интересуется прессой какого-то духовного управления, он может выписывать ее, а если предусматривается распространение без подписки, то данный процесс должен быть согласован между двумя муфтиятами", – сказал Гацалов.
Газета "Ас-салам", ставшая поводом для раскола в КЦМСК, выпускается медиахолдингом Духовного управления мусульман Дагестана и является одним из рупоров для официальной информационной политики муфтията. Согласно пресс-службе ДУМ республики, издание используется для антиэкстремистской пропаганды и публикаций материалов о вопросах традиционного ислама по двум мазхабам: правовой школе имама Абу Ханифы и правовой школе имама Шафии.
Заместитель Абдулаева: выход из КЦМСК на нас не скажется
Участие муфтията Дагестана в работе КЦМСК не было формальным, он действовал так же, как и другие организации, входящие в Центр, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель муфтия Дагестана Ахмад Кахаев.
"Все члены Координационного центра имели равное право голоса. И решения выносились соответственно, следуя уставу Координационного центра, где каждый муфтият имел равное право голоса", – подчеркнул он.
Кахаев считает, что поскольку муфтият Дагестана представляет из себя самостоятельную религиозную организацию, выход из Координационного центра не скажется на его работе и реализации его проектов.
"На данный момент своим выходом из состава КЦМСК мы вовсе не преследуем какие-то цели, как, например, получение возможности самостоятельного выхода на федеральные площадки", – сказал заместитель муфтия.
Как заверил Кахаев, первое, что заботит сегодня муфтият Дагестана – это "способствование организации и поддержанию условий свободы вероисповедания для мусульман, а также популяризация традиционного ислама через изучение его основ и широкое просвещение населения".
В 2012 году из состава КЦМСК уже вышел муфтият Чечни. Представители чеченского ДУМ упрекали Центр и его председателя в равнодушии и игнорировании инициатив, направленных на "противодействие радикализации молодежи, экстремизму и ваххабизму". Когда в 2015 году на совещании КЦМСК принималась "Социальная доктрина российских мусульман", муфтий Чечни Салах Межиев отказался ее подписывать. ДУМ Дагестана доктрину принял, но подписывал ее не Ахмад Абдулаев, а его заместитель.
Каждый муфтият на Северном Кавказе тянет одеяло на себя
Выход дагестанского муфтията из КЦМСК, если он и состоится, "никаких основ не потрясет", сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник московского филиала Фонда Карнеги, профессор Алексей Малашенко.
"Все это не в первый раз. Чеченский муфтият уже давно вышел из этой структуры. КЦМСК – это не Совет муфтиев, не ЦДУМ. На Кавказе каждый муфтий проводит ту политику, которая выгодна ему. У каждого свои деньги, свои правила. Тот же Бердиев не может говорить, например, с Путиным, от имени всего Северного Кавказа, как, к примеру Равиль Гайнутдин говорит от имени Совета муфтиев", – отметил он.
По его мнению, специфика взаимодействия религиозных организаций на Северном Кавказе такова, что там "каждый тянет на себя одеяло".
"Знаем, какие отношения у Рамзана Кадырова с дагестанцами: он там одних поддерживает, а других – нет. То же самое по Ингушетии. Кроме того, у самого Евкурова со своими муфтиями проблемы возникают. Ни чеченца, ни дагестанца нельзя назначить главой такого Координационного центра, так как каждый из них будет двигать линию своего муфтията. Назначили типа нейтрального, как Бердиев", – пояснил Малашенко.
Вместе с тем Бердиев – не тот человек, который пользуется должным авторитетом, уверен эксперт.
"Особенно после его странных высказываний по поводу женского обрезания. А сам Координационный центр мусульман Северного Кавказа ни по своей структуре, ни по степени организованности не является влиятельным и несопоставим ни с Советом муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином, ни с ЦДЦМ во главе с Таджутдином", – заявил Малашенко.
В августе 2016 года "Правовая инициатива" привлекла внимание широкой общественности к проблеме женского обрезания на Кавказе. Согласно результатам исследования правозащитников, калечащие девочек операции не просто до сих пор проводятся в республике, но и открыто поддерживаются духовенством, из-за чего и жители рассматривают подобные операции как религиозную обязанность. Исмаил Бердиев, комментируя эти сведения, заявил: "Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась". После того, как это заявление вызвало большой резонанс, Бердиев заверил, что пошутил, однако при этом продолжил утверждать о необходимости "снизить сексуальность женщин". За свои заявления Бердиев по итогам голосования в Интернете был признан "Сексистом года - 2016".
Малашенко полагает, что и без вмешательства КЦМСК сотрудничество муфтиятов останется – по крайней мере на уровне личного общения их руководителей. А если после Чечни из состава центра выйдет и Дагестан, то существование КЦМСК потеряет свой смысл.
"КЦМСК не столько координирующий орган, сколько место общения мусульманских деятелей Северного Кавказа, не более того. Может, будет создаваться другая, более эффективная структура. В ином случае КЦМСК так и останется вывеской. Другое дело – не видно и желания создать какую-то реальную общую структуру. Сейчас, если дагестанцы действительно выйдут, то вряд ли и особых эксцессов стоит ожидать. А если что-то и будет, то в Москве это просто не заметят", – отметил он.
Выход дагестанского муфтията из КЦМСК назревал давно
С тем, что КЦМСК исполняет формальные функции, и в действительности стать координирующим органом ему не удалось, согласен и сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО Ахмед Ярлыкапов. По его словам, ключевая роль центра состояла в том, чтобы целая делегация кавказских муфтиев на федеральном уровне была представлена только фигурой главы КЦМСК – Исмаила Бердыева.
"Тяжело вообще говорить о весе какого-либо муфтията в этой организации. Фактически каждый муфтий на Северном Кавказе действует самостоятельно, никак ни с кем не координируя свою деятельность. И в этом смысле каждый муфтий отдельно гораздо весомее Координационного центра", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ярлыкапов.
Ярлыкапов считает, что причины выхода дагестанского муфтията из КЦМСК более глубокие, чем те, что объявлены официально.
"То, что озвучено, – чисто формальный повод. Выход мог быть осуществлен гораздо раньше, поскольку дагестанский муфтият формально практически никак с КЦМСК не связан уже давно, и в мероприятиях Координационного центра не участвует, – отметил он. – ДУМ Дагестана – вполне самостоятельная фигура на исламском административном поле, поэтому для них такой "выход" – лишь констатация факта".
По мнению Ярлыкапова, причины трений между муфтиятом Дагестана и духовными управлениями других кавказских республик уходит в 90-е годы.
"Тогда дагестанский муфтият отправлял агитационные автобусы туда. Их частенько заворачивали обратно, боясь роста влияния дагестанского муфтията на "неканонической" территории", – рассказал эксперт.
Со слов Ярлыкапова, дополнительным фактором недопонимания может служить и то, что в Дагестане преобладает шафиитский мазхаб, а на Северо-Западном Кавказе – ханафитский.
Вместе с тем, Ахмед Ярлыкапов, в отличие от Алексея Малашенко, исключил возможность полного распада координационного центра. Он считает, что дагестанский муфтият может даже продолжить свое формальное присутствие в составе КЦМСК.
"Аппаратно КЦМСК – вполне логичная структура. Если будет принято решение и дальше его сохранять, при всей его формальности, то сохранят. Есть масса способов "не заметить" выхода дагестанского муфтията, или как-то уговорить громко об этом не говорить", – сказал Ярлыкапов.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08