Кадыров запретил шиитские ритуалы самоистязания в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Группа последователей шиитского ритуала забивания в голову ножей выявлена в Чечне. Рамзан Кадыров в присутствии журналистов провел профилактическую беседу с самопровозглашенным халифом общины. В чеченском муфтияте верования группы назвали противоречащими исламу. Ученые же недоумевают, как культ религиозного самоистязания проник в Чечню.
Кадыров запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне последователю шиитского ритуала забивания в голову ножей
На видео, распространенном в сети, оказались и чеченцы, что вызвало общественный резонанс в Чечне.
Одним из тех, кто запечатлен на видео с ножом в голове, был московский чеченец Асламбек Зубайраев. С ним 2 февраля встретились Рамзан Кадыров, муфтий Чечни Салах Межиев и другие представители духовенства. Репортаж об этой встрече был показан на телеканале "Грозный".
Асламбек Зубайраев назван лидером группы чеченцев, участвовавших в обряде, - последователей одной из ветвей шиизма, возникшей в Ираке и возглавляемой шейхом Мухаммедом аль Касназани.
На встрече, показанной по чеченскому телевидению, Рамзан Кадыров и чеченские богословы заявили Зубайраеву, который, как оказалось, объявил себя "халифом", что его действия не соответствуют исламу.
"Ты оттуда приехал, воткнув себе в голову нож, чтобы, как ты говоришь, принести благо исламу и чеченскому народу. Порежь себе руку, и если ты состоявшийся халиф, сделай так, чтобы из нее не потекла кровь", - предложил Зубайраеву Кадыров.
Зубайраев на это предложение промолчал. Чеченские богословы однозначно осудили Зубайраева, а Кадыров заявил ему, что он не позволит вводить в заблуждение жителей Чечни и запретил заниматься религиозной деятельностью в Чечне.
"Я не хочу хоронить людей, не хочу, чтобы в Чечне была Сирия", - подчеркнул глава республики.
Зубайраев, несмотря на словесные выпады в его адрес, держался на встрече достаточно уверенно и пытался высказать свою точку зрения. В частности, в ответ на обвинения в том, что он не является знатоком ислама и шариата, не знает арабский язык, он заявил, что этого не знали ни Кунта-хаджи Кишиев, ни сам Пророк Мухаммад, однако тем не менее им обоим было ниспослано божественное откровение. Также он подтвердил, что является представителем шейха Касназани.
В конце беседы Кадыров заявил следующее: "Учи свою семью. Изучай религию… Передай это и своим мюридам, своему халифату. В моем халифате, в этой республике я халиф. Я не признаю… не разрешаю вам этим здесь заниматься, потому что у вас нет знаний. Приедет Касназани, мы дадим ему выступить, проводить беседы, выслушаем его, посадим на телевидение, потому что он знает религию".
В чеченском муфтияте сочли показанный на видео обряд противоречащим нормам ислама.
В чеченском муфтияте считают, что действия Зубайраева и его последователей противоречат нормам ислама.
"Мухаммед Касназани - довольно известная на Ближнем Востоке личность. Раньше он жил в Багдаде, а после начала войны в Ираке перебрался в Иорданию. Среди его последователей есть и шииты, и сунниты. Его адепты проводят различные обряды, которые не имеют никакого отношения к исламу, такие как забивание в голову кинжалов, или протыкание щек и шеи острыми предметами", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель Духовного управления мусульман Чечни.
По его словам, указанные обряды эти люди называют "караматом", то есть чудотворным явлением.
"Последователи этой секты недавно объявились и у нас, а ее глава, проживающий в Москве Асламбек Зубайраев, кстати, имеющий ученую степень кандидата экономических наук, даже объявил себя "халифом", - отметил представитель муфтията.
Он отметил, что в свое время в Чечне уже объявлялся подобный "халиф" - житель селения Автуры Шалинского района Адам Дениев.
"Зубайраев и его группа - это последователи печально известного у нас "халифа Адама", который после завершения первой чеченской войны объявился в республике и сеял смуту. Он тоже собирался творить чудеса, а однажды пообещал воскресить молодого человека из числа своих родственников, чтобы доказать свою избранность. Воскрешение, конечно же, не состоялось, "халиф" просто объяснил, что "умерший отказался возвращаться в грешный мир". Теперь последователи этого "чудотворца" снова у нас объявились", - сказал представитель муфтията.
По его словам, проведение обрядов самоистязания недопустимы с точки зрения мусульманской религии.
"Ислам запрещает человеку наносить себе вред. Это относится и к различным обрядам самоистязания, которые есть у шиитов. В том числе это касается и вбивания ножей в голову и прочих "чудес". Такие вещи просто недопустимы", - подчеркнул представитель муфтията.
Он отметил также, что после появления в Интернете видеозаписи с обрядом забивания ножей в голову к богословам стали поступать многочисленные обращения от верующих.
"Люди поражены происходящим. Они опасаются, что эта секта может получить распространение в республике и требуют не допустить этого", - рассказал представитель муфтията.
Жители Чечни обеспокоены распространением различных религиозных течений
Жители республики также говорят о своем беспокойстве в связи с видео с обрядом вбивания в головы ножей и распространением в республике различных религиозных течений.
"Я смотрел это видео с участием Зубайраева, ничего кроме отвращения оно не вызывает. Как человек, называющий себя мусульманином, тем более достаточно образованный мужчина в возрасте, может участвовать в подобном обряде? Это же явное сектантство. То, что Зубайраев называет "караматом", уже давно распространено на Востоке. Протыкание частей тела острыми предметами - это никакое не божественное чудо, а проявление неверия", - считает грозненец Алавди.
"Наша власть и духовенство просто зациклились на борьбе с ваххабизмом, и на этом фоне у нас активно стали распространяться другие религиозные течения. Теперь вот даже шиитская группа возникла. Все они ничуть не лучше радикальных исламистов, поскольку вносят смуту и раздор среди мусульман, и им должно оказываться такое же противодействие", - убежден местный житель Ваха.
"У нас в республике всевозможные течения не особо распространены, власти пока удается держать ситуацию под контролем. Но вот в других местах с этим очень сложно. Мой сын учится в Москве, он рассказывает, что много молодых чеченцев вовлечено в различные секты. Есть, например, так называемые "кораниты", которые утверждают, что они признают только Коран и отрицают хадисы Пророка Мухаммада, считая, что они не могут быть достоверными, так как написаны людьми. Боюсь, что, вернувшись домой, эта молодежь начнет распространять здесь свои убеждения, а это ни к чему хорошему не приведет", - полагает имам мечети в Грозном Муса.
"Во все времена были суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом"
В Чечне опасаются крайностей в исповедании ислама как со стороны радикального салафизма, так и со стороны радикального традиционализма, считает замдиректора Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.
"Ведь и так называемый традиционный ислам тоже может быть радикальным в каких-то практических проявлениях", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Аликбер Аликберов.
Он отметил, что не изучал вероучительные и ритуальные особенности данной конкретной группы, но, добавил эксперт, существуют ответвления суфийских орденов, которые имеют синтез суннитских и шиитских воззрений и практик в своем арсенале.
"Я бы подумал, что это именно такая группа. В истории бывало, что суннитская в основе группа становилась шиитской и наоборот. Например, Сефевиды, восстановившие фактически в 16 веке Персидскую монархию, принадлежали изначально к суннитскому суфийскому братству, а в итоге стали основоположниками шиитского Ирана. В рамках сближения суннитских и шиитских суфийских орденов формировалось братство Ниматуллахи. В период Османской империи, которая была суннитской, тоже были обновленческие суфийские группы, которые ратовали за сближение с шиизмом. Влияние такого направления имело место на Балканах и на Кавказе", - рассказал Аликбер Аликберов.
По его словам, в настоящее время еще существуют суфийские шейхи, идущие этим путем.
"Один из самых известных - это лидер группы братства Накшбандия-Хаккания Низам Кыбрыслы из турецкого Кипра. На его англоязычном сайте чуть ли не на главной странице сказано, что "мы из тех, кто любит Ахли Бейт" (Ахли Бейт - принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммеда (потомков его дочери Фатимы и зятя Али), почитаемого как шиитами, так и суннитами - прим. "Кавказского узла"). Однако теперь в связи с политическим противостоянием в суннитской среде идет полное размежевание с шиизмом. Даже то, что было принято в традиционном суннизме, - проявление особой любви к Ахли Бейт, сейчас многими воспринимается как нежелательное влияние шиизма", - подчеркнул Аликбер Аликберов.
С ним частично согласен и директор Фонда "Марджани" Игорь Алексеев. Он отмечает, что в Ираке, в восточной Турции, в отдельных районах Ирана, в основном в регионах, населенных курдами, имеется похожая практика ордена Кадирия с втыканием ножей, хождением по горящим углям и прочим.
"Вообще, действия, напоминающие самоистязания, довольно давняя традиция, распространенная преимущественно в иранском ареале. Причем в различных формах. Например, в северо-восточном Иране - Хорасане, в Средней Азии был такой орден маламатия. Они занимались провоцированием людей в общественных местах. Выходили на публику и вели себя неподобающе, могли даже громко ругать ислам. Их за это били, а они отрабатывали методику быстрого заживления ран", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Игорь Алексеев.
Он отметил, что в Египте наблюдал практику ордена Рифаия, которые ходят и лежат на углях, подобно индийским йогам.
"При этом каких-то травм, ожогов они не получают. Это своего рода демонстрация экстраординарных способностей человеческого организма. В оправдание таких практик суфиям служит рассказ Корана о пророке Ибрахиме (Аврааме). Царь Вавилона приказал его сжечь, Ибрахим в огонь вошел, но огонь его не тронул. Концепция такова, что они должны дойти до уровня пророка Ибрахима, чтобы огонь их не жег, кинжал не колол и т. д.", - сообщил эксперт.
Алексеев оговорился, что, возможно, данная практика восходит к доисламскому периоду Ирана, но нынешние кадирийа - это мусульмане-сунниты, и к шиитам формально не относятся.
"Чеченские суфии последователи Кунта-хаджи тоже относятся к ордену кадирийа. Правда, аналогичных практик у них нет, но зато есть танец во время зикра, что не делают никакие другие кадириты, распространенные от Алжира до Китая", - пояснил ученый.
Что касается родства с шиитскими концепциями, то в том ответвлении традиционного ислама, кадиритском тарикате, что исповедуют в Чечне, по мнению Алексеева, этого не меньше.
"По их воззрениям, Кунта-хаджи не умер, а вознесся живым, перешел в некое состояние, схожее с шиитской идеей "сокрытия имама". Поэтому в Чечне нет преемственности тариката от учителя к ученику в разных поколениях. У всех чеченских кадиритов один учитель - "вечно живой" Кунта-хаджи. Типологически небесное правление Кунта-хаджи и "сокрытый имам" шиитов похожи, хотя невозможно точно сказать - оформилась ли эта идея "прямой теократии" в Чечне под влиянием шиизма или нет", - рассказал Игорь Алексеев.
По его мнению, группа Зубайраева - абсолютно новое явление для Чечни.
"О ней ничего неизвестно ученым и любопытно, конечно, какими путями проникли эти практики в Чечню, и их дальнейшее развитие. Вполне возможно, что эти альтернативные практики пришли в Чечню на волне "глобализации суфизма", - считает Игорь Алексеев.
Что касается Адама Дениева, которого упомянули в чеченском муфтияте в связи с группой Зубайраева, этот человек, по словам ученого, производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина.
"Адам Дениев развивал какую-то историческую концепцию, но при этом производил впечатление достаточно ортодоксального, традиционного для Чечни мусульманина. Он вряд ли выходил за пределы традиционного чеченского зикра с танцами, никакой экзотики в его практике не было замечено", - полагает Алексеев.
Дениев был приближенным Ахмата Кадырова
Адам Дениев стал известен в конце 80-х годов, когда на съезде Исламской партии возрождения России в Астрахани был избран эмиром мусульман Северного Кавказа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" политолог Тимур Алхастов.
"Не спрашивайте о репрезентативности этого мероприятия. Так формировались новые политические фигуры, когда, окружив себя десятком-другим сторонников, объявляли себя общероссийскими деятелями. Правда, эмиром он пробыл недолго. Скорее всего, этому посодействовали Джохар Дудаев и Зелимхан Яндарбиев, считавшие действия Дениева и ему подобных деструктивными", – предположил Алхастов.
Лишившись эмирского звания, Адам Дениев отправился в Багдад для обучения теологии. Посетивший в тот период Багдад Джохар Дудаев не преминул подпортить авторитет Дениева, сообщив местным властям о связях религиозного деятеля с российскими спецслужбами, отметил эксперт.
"В 1994 году Адам Дениев вернулся в свое родное село Автуры. И не просто так, а с бумагой, дающей право представлять в России и во всем бывшем СССР одного известного шейха из Ирака. Имея достаточно большие финансы, он организовал группу поддержки, которую он расквартировал в двух заброшенных пионерских лагерях. Его отряд был прекрасно вооружен. Тогда же он сблизился с Русланом Лабазановым (одним из лидеров антидудаевской оппозиции - прим. "Кавказского узла")", – добавил Алхастов.
Затем Дениев организовал свое движение "Адамалла" ("Человечность"), действовавшее под лозунгом "В мире есть три истины – Коран, Конституция России и Адамалла", продолжил политолог.
"Перед первой чеченской войной Дениев продолжал формировать ряды своих сторонников и находил поддержку в определенных федеральных структурах. Считается, что во время первой чеченской войны Дениев был человеком Доку Завгаева (глава пророссийского правительства Чечни в период первой военной кампании - прим. "Кавказского узла"). Однако он вел свою игру, пытаясь расширить с помощью админресурса число своих сторонников и свое влияние в республике", – рассказал Алхастов.
Он также сказал, что между двумя чеченскими войнами, Дениев пытался влиять на московских чеченцев, в прессе были материалы о причастности Дениева к попыткам давления на бизнес. Летом 2000 года он был одним из претендентов на пост полномочного представителя президента России в Чечне, но тогда выбор пал на Ахмата Кадырова как на более авторитетного, влиятельного и предсказуемого человека.
"А Дениев был назначен заместителем Кадырова, в аппарате которого он отвечал за связи со странами Ближнего Востока и Северной Африки. Также, по некоторым сведениям, Адам поддерживал процесс установления конституционного порядка в Чечне, выявлял пособников боевиков, примирял кровников", – сообщил Алхастов.
Отношения Ахмата Кадырова с Адамом Дениевым были достаточно сложными, особенно с учетом того, что Кадыров проповедовал суфизм традиционного, вайнахского толка, а у Дениева духовным лидером был шейх из Ирака.
"Братство Касназани известно в Ираке своими мистическими церемониями, в ходе которых адепты режут себе язык бритвой, прокалывают иглами щеками, занимаются прочими самоистязаниями. Подобные ритуалы чужды нашим вайнахам. Поэтому духовные ценности, проповедуемые шейхами, подобными Мухаммеду Касназани, в основном неприемлемы для вайнахов и вызывают раскол в обществе", – считает Тимур Алхастов. .
Он также уточнил, что Адам Дениев погиб 12 апреля 2001 года от взрыва заложенной на чердаке мины во время телетрансляции собственной проповеди по сельскому телевидению в его родном селе Автуры.
"Ахмат Кадыров тогда заявил, что смерть его заместителя – заказное убийство, совершённое по приказу экс-президента Чечни Аслана Масхадова", – заключил Алхастов.
Как писал "Кавказский узел", 27 августа 2016 года по итогам исламской конференции "Кто они – последователи сунны?", прошедшей в Грозном, была принята фетва, по которой истинными мусульманами признаются только последователи суфийского тариката. Сторонники салафизма в этой фетве названы опасными сектантами. В фетве говорится, что ее обязаны принять все мусульмане России. Однако 26 ноября 2016 года в ходе своего визита в Саудовскую Аравию и встречи с наследным принцем королевства Мухаммадом ибн Салманом Аль-Саудом Рамзан Кадыров, по информации арабских СМИ, извинился за исламскую конференцию в Грозном и признал, что салафиты не являются сектантами. В ДУМ Чечни информацию об извинениях назвали "абсолютной ложью и неправдой".
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08