Историки назвали мемориал "Ахульго" примером неуместной героизации войны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Открытый сегодня в Дагестане мемориал "Ахульго", посвященной штурму резиденции имама Шамиля во время Кавказской войны, напоминает о вражде, а не примирении сторон, заявили опрошенные "Кавказским узлом" историки. Они также указали на присутствие в выставочном зале портретов не связанных со штурмом Ахульго фигур, в том числе Александра I и Владимира Путина.
Аул Ахульго в Северном Дагестана служил укрепленной резиденцией имама Шамиля во время Кавказской войны 1817-64 годов. С 13 июня 1839 года горцы во главе с Шамилем выдерживали в Ахульго осаду царских войск под командованием генерала Граббе. 22 августа 1839 года царские войска в результате кровопролитного штурма овладели Ахульго, но отдельные бои в ауле шли еще неделю. Шамиль с мюридами прорвался в Чечню. Аул был полностью разрушен в ходе боевых действий, рассказывается в статье об ауле из "Справочника" "Кавказского узла". Также в "Справочнике" можно ознакомиться с подробной статьей о событиях Кавказской войны, а в разделе "Персоналии" - с биографией имама Шамиля.
Открытие мемориала прошло в атмосфере официоза
Сегодня в Унцукульском районе открылся мемориальный комплекс "Ахульго", построенный в память о событиях Кавказской войны 1839 года – Битве при Ахульго, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-службы дагестанского Минкульта.
Комплекс открыт на одноименной горе и представляет из себя архитектурный ансамбль, в который входит 17-метровая сигнальная башня и здание, где расположен выставочный зал. Внутри зала представлена репродукция панорамы Франца Рубо "Штурм аула Ахульго", написанной художником в 1890 году. В настоящее время отдельные фрагменты оригинальной панорамы остаются в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале.
В открытии комплекса участвовали всего около 200 человек: представители администрации Дагестана и глава республики, депутаты Госдумы, представители Федерального агентства по делам национальностей и "гости из Чечни", перечислил представитель Минкульта, не уточнив состав чеченской делегации. По словам представителя ведомства, идея открытия комплекса принадлежала главе республики.
Открывая мемориал, Рамазан Абдулатипов назвал его символом того, что "в сражениях Кавказской войны русские и горцы освятили пролитой кровью историческое единство, братство народов России, призыв ко всем поколениям беречь это единство", приводит слова главы республики ТАСС.
Возведение мемориала - это "знак уважения к общей исторической памяти, напоминание о недопустимости кровопролития, яркое свидетельство необходимости поддержания народного единства, которое складывалось и крепло на протяжении столетий", говорилось в заявлении Владимира Путина, которое было зачитано участникам церемонии, пишет РИА "Дагестан".
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов назвал открытие мемориала "событием для всей России".
"Произошедшие здесь 177 лет назад события во многом определили дальнейшее развитие народов России и Дагестана. Наши предки сделали свой выбор – выбор быть вместе, и после ни разу не предавали друг друга. Отдавая дань жертвам трагических страниц истории, мы должны делать упор, в первую очередь, на события, испытания, победы, которые мы проходили и переживали, праздновали вместе. Поэтому, помня об Ахульго и других кровопролитных сражениях Кавказской войны, уважая память их участников с обеих сторон, мы должны помнить и говорить о завещании Шамиля своим сыновьям никогда не воевать с Россией", - приводит его слова сайт Министерства по делам национальностей Дагестана.
Над проектом работали семь художников, руководил ими Салих Ахалов, рассказывается в сюжете о мемориале в эфире РГВК "Дагестан".
Панеш: штурм Ахульго показал необходимость мирного разрешения конфликта
Сражения при Ахульго имеют важное значение для исторической памяти народов Северного Кавказа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" историк, сотрудник отдела истории АРИГИ Аскер Панеш.
"Этот период интересен тем, что в силу сложившихся геополитических факторов на орбите оказались народы Северного Кавказа. Народам Дагестана и черкесам пришлось отстаивать свою самостоятельность таким путем. Но и эти страницы важны тем, что как Россия, так и народы Дагестана искали пути примирения, пути компромисса, чтобы преодолеть эти негативные моменты", – утверждает он.
По мнению Панеша, открытие мемориала должно показывать, как "обращение к исторической памяти необходимо для того, чтобы извлечь уроки консенсуса, примирения". Битва при Ахульго в итоге стала как раз таким уроком как для стороны имама Шамиля, так и для российского командования, считает историк.
"Российское командование задумалось над тем, что вот только такими карательными экспедициями, жесткими методами нельзя действовать на Кавказе. И со стороны Шамиля это был тоже урок. И сейчас этот урок является символом нашей истории – что даже в тех условиях противостояния нужно искать пути примирения", – заявил Панеш.
Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Власти России до сих пор не приняли решения о признании геноцида черкесов во время войны.
Муханов: финансировать такой проект в нынешней экономической ситуации неуместно
Бои при Ахульго можно назвать "стандартной операция времен Кавказской войны", итогом которой стало укрепление позиций царской власти в регионе, заявил в свою очередь историк, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов.
"Ахульго – штаб-квартира имама Шамиля в конце 30-х. В 1837 году был визит Николая I на Кавказ, который был страшно недоволен ситуацией, была попытка даже провести встречу между имамом Шамилем и Николаем I, однако она сорвалась, ни о чем договориться не удалось. Когда началось серьезное наступление, Шамиль пытался укрепиться в каком-то населенном пункте и отбиться от русских войск. Это и происходило в Ахульго", – рассказал он.
Аул был серьезно укреплен, рядом были построены башни, Шамиль сосредоточил в Ахульго довольно серьезное по численности горское войско – около пяти тысяч человек, продолжил Муханов.
"Бои шли почти три месяца. Российские войска потеряли около тысячи, полутора тысяч убитыми, ранеными, и примерно столько же потеряли горцы. Взятие Ахульго считается завершающей датой первого этапа Кавказской войны. И во многом это укрепило позиции русской власти в горах", – сказал Муханов корреспонденту "Кавказского узла".
Ни о каком примирении речи быть не может, потому что дается достаточно однобокая картина
Несмотря на значимость самого исторического события, Муханов считает расточительностью возведение подобного мемориала на фоне нерешенных социально-политических проблем и состояния гуманитарной сферы в регионе.
"У меня вызывает удивление факт появления такого проекта, потому что, учитывая то состояние, в котором сегодня находится Дагестан, подобные траты явно делаются не в том направлении, в котором нужно. Это неправильно, это смешно и явно не стимулирует развитие исторической мысли в Дагестане, а цель одна – пиар нынешнего руководства Дагестана. Ни о какой заявленной цели благостной, о примирении, речи быть не может, потому что дается достаточно однобокая картина", – заявил он
По убеждению историка, примирению и объективному обсуждению прошлого мемориал способствовал, если бы его авторы учитывали рекомендации ученых, для чего нужно было проводить научно-практические конференции. В данном же случае речь идет об игре на сакральном для Дагестана имени имама Шамиля, добавил Муханов.
"Последствия Кавказской войны до сих пор очень остро обсуждаются на Кавказе. Это тема, которая из XIX века перешла в наше время и является частью общественно-политического дискурса. Открытие мемориала – попытка пропиариться на благостном историческом прошлом, которое позитивно воспринимается в Дагестане, потому что это мемориал, где ключевой фигурой является имам Шамиль", – считает эксперт.
В 2015 году в Дагестане было объявлено о съемках фильма "Имам Шамиль. Ахульго", посвященного штурму Ахульго 1839 года. Авторы проекта отмечали, что инициатива была принята властями с сомнением из-за напряженной ситуации с вооруженным подпольем в республике.
Доного: включать Путина в портретную галерею "Ахульго" – пресмыкательство
Штурм Ахульго по своему драматизму – событие номер один для всей истории Кавказской войны, однако в проекте мемориала контекст этого события недостаточно учитывается, сказал корреспонденту "Кавказского узла" доктор исторических наук Хаджимурат Доного. В пример он привел портретную галерею, которая находится внутри здания с выставочным залом.
"По плану задумывалось так: российская сторона и дагестанская. Но тут такой момент – события при Ахульго происходили в 1839 году и, с моей точки зрения, надо было эту портретную галерею и все, что связано с живописью, привязывать к этой дате. Надо было больше осветить именно это событие 1839 года. Тогда как внутри экспонируется портрет Александра I, которого в 1839 году и в помине не было уже", – указал историк.
С российской стороны, по словам Доного, надо было показать, например, генерала Милютина, который "был участником Ахульго и оставил интересные воспоминания об этом", выставить правильный портрет генерала Павла Граббе.
"Граббе представлен, но его нарисовали уже на склоне лет – стариком, а на Ахульго он был сравнительно молодым человеком. Историческая полоса немного хромает. Можно было сделать других участников российской армии", – сказал эксперт.
Аналогичная ситуация, по его словам, и со стороны Дагестана – в галерее представлены имам Гази-Мухаммад и имам Гамзат-бек, которых на тот момент уже не было в живых.
"Имам Шамиль представлен копией с картины Сверчкова, но не очень качественной", – добавил он.
Путина изобразили сидящим на белом коне на фоне русских березок. Этот портрет я абсолютно здесь не представляю
Самым же неожиданным для эксперта стало то, что в экспозиции представлен портрет Владимира Путина.
"Его изобразили в рубашке с коротким рукавом, сидящим на белом коне на фоне русских березок. Вот этот портрет я абсолютно здесь не представляю. Это пресмыкательство, и я уверен, что президенту, даже если он там окажется, не понравится, что он там так представлен", – считает историк.
При этом Хаджимурат Доного отметил, что технически комплекс выполнен очень качественно.
"Внешне он выглядит замечательно, хорошая башня сторожевая, хороший проект, внутри все красиво: зал, работа по дереву – оформительские моменты, кладка великолепная, место выбрано очень удачно, откуда видно само Ахульго. Это завораживает", – сказал он.
Скаков: мемориал напоминает о войне, а не о мире
Неудачной концепцию мемориала в Ахульго назвал и координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков. По его мнению, мемориал напоминает как раз о военном противостоянии, а не о мире.
"Это получается малообразованное, малокультурное, нетактичное сжигание тех проблем, которые были до этого. То есть он дает почву для тех, кто еще не забыл про борьбу части Кавказа и России. Нужны более тонкие подходы, более тонкие пути. То, что сделано – самый худший вариант", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" историк.
По словам Скакова, удачных примеров мемориалов, которые бы служили символом единства России и Дагестана, пока нет.
"Я пока не вижу ничего удачного. Вижу перекос в одну или в другую сторону. Того, чтобы было бы настроено именно на примирение сторон, именно на то, что это история, которую надо знать, но в ней не надо жить – такого не вижу, пока что", – сказал он.
Хаджимурат Доного среди удачных мемориалов, посвященных участникам Кавказской войны и установленных на Северном Кавказе, выделил стелу на Гунибе. Войска Шамиля потерпели в июне 1845 года поражение от царской армии под командованием Александра Барятинского.
"На Гунибе уставлена стела из горского камня, где выбиты слова участников Кавказской войны. До революции там была беседка из белого камня в честь победы Барятинского над Шамилем. Она до сих пор стоит, но напротив беседки поставлен камень, чтобы с другой стороны показать это событие, со стороны защитников Гуниба", – отметил историк.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08