Обвиняемые по "Нардаранскому делу" потребовали явки в суд главы МВД Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Баку на процессе по "Нардаранскому делу" начались слушания показаний полицейских, которые заявили, что верующие во время спецоперации первыми открыли огонь. Подсудимые обвинили силовиков во лжи и потребовали явки в суд главы МВД Рамиля Усубова. Адвокаты обвиняемых начали подготовку ходатайства о повторном расследовании заявлений их подзащитных о пытках.
Как писал "Кавказский узел", в Бакинском суде по тяжким преступлениям 3 августа начался процесс по "Нардаранскому делу" в отношении лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде и еще 17 человек, обвиняемых в совершении ряда тяжких преступлений. Подсудимые не признали свою вину. 17 августа на процессе завершились слушания их показаний. Подсудимые заявили, что дали признательные показания под пытками.
Полицейские заявили, что верующие во время спецоперации первыми открыли огонь
18 августа на очередном заседании в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались слушания показаний сотрудников главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД Азербайджана.
Из-за ограниченного числа мест в судебном зале на процесс были допущены только несколько журналистов, повседневно освещающих работу Бакинского суда по тяжким преступлениям.
Первым в качестве потерпевшего и свидетеля выступил начальник секретного отдела ГУБОП Эльман Байрамов, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" наблюдавшая за процессом судебный обозреватель газеты "Азадлыг" Айтен Мамедова.
Перед этим, по словам Мамедовой, обвиняемый, зампред движения "Мусульманское единство" Аббас Гусейнов ходатайствовал о вызове в суд главы МВД Рамиля Усубова.
Гусейнов рассказал, что, когда их пытали в ГУБОП, то говорили, что все это делается с ведома руководства МВД. Поэтому, отметил подсудимый, он хочет, чтобы Рамиль Усубов пришел в суд для выяснения, был ли он в курсе пыток и где нашли оружие, которое подсудимым "приписывают".
Из-за отсутствия адвоката Гусейнова обсуждение ходатайства было отложено.
Начальник отдела ГУБОП Эльман Байрамов, выступая перед судом, сообщил, что 26 ноября 2015 года в 10.30 в ГУБОП состоялось оперативное совещание, на котором обсуждалась информация о нахождении Талеха Багирзаде в Нардаране и подготовке там в доме члена "Мусульманского единства" Абульфаза Буньядова противоправных действий.
После этого в Нардаран была направлена группа, которая прибыла в 12.45. Около 13.00 началась операция. Сотрудников ГУБОП было 20 человек и еще 15 сотрудников было из полиции охраны. Сначала двое сотрудников вошли через ворота дома Буньядова, еще несколько человек проникли через забор, сообщил полицейский.
По утверждению Байрамова, в полицейских была брошена граната. "При этом он признал, что сам не видел взрыва, а слышал грохот. Якобы после этого началась перестрелка", - рассказала Мамедова.
При этом адвокат Ялчин Иманов, защищающий пятерых обвиняемых, спросил, почему силовики предварительно не предложили верующим через громкоговорители сдаться. Байрамов объяснил это нежеланием создавать "в поселке шум".
Байрамов опроверг заявления подсудимых о пытках. Он также сказал, что Багирзаде не оказал сопротивления при задержании. По словам Байрамова, при задержании у Багирзаде был изъят компьютер.
Однако сам Талех Багирзаде опроверг слова представителя ГУБОП. Как пояснила Мамедова, лидер "Мусульманского единства" указал на то, что в материалах дела речь идет о планшете и отметил, что у него вообще не было планшета, а был ноутбук, его там не изымали.
Обвиняемый Расим Джебраилов заявил, что в ГУБОП Байрамов был одним из тех, кто пытал его и шантажировал семьей с целью дачи признательных показаний, далее рассказала журналистка Мамедова.
Байрамов пытался опровергнуть это, но Джебраилов настаивал на своем.
Еще один обвиняемый Аббас Гулиев также заявил, что Байрамов был одним из тех, кто его пытал.
Другой потерпевший, старший оперуполномоченный ГУБОП Ислам Агабеков также утверждал, что первыми бросили гранату и открыли огонь верующие.
Он также отметил, что после "обезвреживания" и увода обвиняемых был проведен осмотр в доме, где была спецоперация.
Адвокат заявил о нестыковках в деле
В деле есть ряд нестыковок, сообщил, комментируя процесс, адвокат Ялчин Иманов.
"Сотрудник ГУБОП Байрамов сообщил, что операция продолжалась всего 15 минут. А в протоколе написано, что операция длилась один час. Сотрудник полиции утверждал, что раненых силовики сами отвезли в больницу. Однако трое обвиняемых, которые были ранены в ходе операции, сообщили, что их местные жители сами сначала доставили в сельский медпункт, а оттуда каретами скорой помощи их отвезли в больницу", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" после заседания суда Ялчин Иманов.
Кроме того, продолжил адвокат, представитель ГУБОП сообщил, что верующие первыми бросили гранату в полицейских. "Если бы была использована граната, то были бы разрушения. При этом Байрамов не смог описать, при каких обстоятельствах была брошена граната", - продолжил Иманов.
Он отметил, что сотрудник ГУБОП Агабеков признал отсутствие обвиняемых при осмотре помещения. "А в протоколе проставлены их подписи об участии в этом процессуальном действии. Агабеков не смог внести ясность в этот вопрос, заявив, что не он составлял протокол", - рассказал адвокат.
По его словам, "как бы ни фальсифицировали дело, все равно в показаниях сотрудников полиции ложь будет выходить наружу, и сегодня мы уже стали свидетелями этого".
Следующее заседание суда назначено на 24 августа, отметил Ялчин Иманов.
Адвокаты обвиняемых намерены требовать повторного расследования фактов пыток их подзащитных
Адвокаты обвиняемых намерены требовать повторного расследования фактов пыток их подзащитных, сообщил другой адвокат Фахраддин Мехтиев, защищающий права Фуада Гахраманлы, Али Нуриева и Аббаса Гулиева.
"Дело в том, что на этапе предварительного следствия большинство обвиняемых защищали назначенные государством адвокаты, и они либо не предприняли необходимых шагов, либо формально отнеслись к этому", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Фахраддин Мехтиев.
Он отметил, что в заключениях прокуратуры по жалобам на пытки говорилось, что травмы у задержанных возникли "в результате сопротивления полиции".
"Но в суде обвиняемые вновь заявили о пытках. У многих на теле остаются следы насилия. Поэтому мы, группа адвокатов, готовим общее ходатайство о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы и обследования тел подсудимых", - сказал Фахраддин Мехтиев.
По его словам, заключение экспертизы должно стать основанием для проведения повторного расследования жалоб на пытки.
"Вообще сам факт того, что обвиняемых содержали в ГУБОП по 20 дней, является грубым нарушением закона. После решения об аресте их должны были в течение 24 часов перевести в СИЗО Пенитенциарной службы. Одного этого факта достаточно для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека на пытки", - подчеркнул адвокат.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". Новости о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказским узлом" публикуются на странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08