Суд в Баку отказал в удовлетворении жалоб защиты Интигама Алиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бакинский апелляционный суд провел предварительное заседание по ходатайствам адвокатов правозащитника Интигама Алиева. Все жалобы были отклонены. Адвокат Алиева расценил действия суда как нарушение права подсудимого на защиту.
Как сообщал "Кавказский узел", 22 апреля суд в Баку признал главу организации "Общество правового просвещения" (ОПП) Интигама Алиева виновным в уклонении от уплаты налогов, незаконном предпринимательстве, присвоении или растрате в крупном размере и приговорил к 7,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Интигам Алиев заявил о фальсификации уголовного дела в отношении него и политических мотивах преследования. Его адвокаты обжаловали приговор.
Возглавляемое Алиевым Общество правового просвещения занималось оказанием правовой помощи гражданам, в том числе в подготовке заявлений в Европейский суд по правам человека. Организация также вела образовательные программы для молодых юристов, многие из которых впоследствии стали адвокатами и защищали права политзаключенных. Читатели "Кавказского узла" присудили Интигаму Алиеву третье место в семерке равных по итогам конкурса "Герой Кавказа-2013". На "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" опубликована биография Интигама Алиева.
Сегодня Бакинский апелляционный суд (БАС) провел предварительное заседание под председательством судьи Мирзали Аббасова по жалобам правозащитника Интигама Алиева.
Как передает корреспондент "Кавказского узла", на заседании Алиев выглядел бледным. При этом он попросил своих родных, друзей и активистов "не утруждать себя, не тратить свое время, не приходить в суд в такую жару".
Когда судья Аббасов спросил, нет ли у обвиняемого отвода составу суда, адвокат Джавад Джавадов попросил предоставить ему возможность посоветоваться с Алиевым. После короткой консультации Алиев сказал, что он не будет заявлять отвод суду.
После этого адвокат ходатайствовал о предоставлении Алиеву возможности сидеть рядом со своими защитниками. При этом он указал, что лишение обвиняемого возможности консультироваться с адвокатами является ограничением права своего подзащитного, гарантированного статьей 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Далее адвокат ходатайствовал о проведении аудио- и видеозаписи судебного заседания, замене меры пресечения на домашний арест, а также рассмотрении апелляционной жалобы с проведением полного судебного следствия.
Помимо этого, Джавадов просил суд приобщить к доказательствам заключение почерковедческой экспертизы, проведенной профессором Варшавского университета. По его словам, экспертиза выявила, что подписи, представленные в банк о снятии со счета Общества правового просвещения денег, не принадлежат Алиеву. Адвокат просил исследовать этот документ.
Гособвинитель Сейхун Азадалиев выступил против приобщения к делу заключения эксперта из Варшавы, сославшись на то, что оно на английском языке, а также подвергнув сомнению компетентность самой экспертизы.
В перерыве заседания он пояснил корреспонденту "Кавказского узла", что заключение эксперта опровергает утверждения признанной потерпевшей по этому делу бывшего бухгалтера ОПП Гюльшан Оруджевой о том, что она переводила деньги со счета этого НПО на счет своей сестры на основе документов, подписанных лично Алиевым.
17 февраля на процессе была допрошена экс-бухгалтер ОПП Гюльшан Оруджева. По версии следствия, она переводила деньги организации на личный счет своей сестры Афсаны Оруджевой, после чего они обналичивались и передавались Интигаму Алиеву. Всего за период с 2009 по 2013 год Алиевым было присвоено 119 тыс. манатов (152 тыс. долларов), считает обвинение. Оруджева утверждает, что согласилась участвовать в схеме, поскольку в пользу ее сестры по этим операциям отчислялись платежи по соцстрахованию.
Когда судья предоставил слово Алиеву, чтобы он выразил отношение к ходатайствам, правозащитник сказал, что ему плохо слышно, о чем говорят в зале, поэтому настаивает на предоставлении возможности сесть рядом с адвокатами. Однако прокурор Сейхун Азадалиев возразил на это, заявив, что подобная форма содержания обвиняемых в зале суда определена правилами Минюста.
В свою очередь, судья Аббасов сказал, что место для обвиняемого "оборудовано по европейским стандартам". В итоге судья отклонил это ходатайство.
После этого, Алиев несколько раз, когда выступал прокурор, стучал рукой о стеклянную стенку "аквариума", давая понять, что он не может его услышать. Также он отказался говорить в микрофон, который был установлен сверху.
Далее судья заявил об отсутствии необходимости в осуществлении аудио- и видеозаписи процесса, поскольку ведутся протоколы заседаний и защита "в любой момент может ознакомиться с ними".
Прокурор выступил также против ходатайства об изменении меры пресечения на домашний арест, сославшись на то, что в суде первой инстанции "этот вопрос был уже решен".
После перерыва судья Аббасов заявил, что ходатайство о приобщении к делу документа из Варшавского университета оставлено без рассмотрения. Все другие ходатайства защиты, в том числе о проведении повторного судебного следствия, также были отклонены.
Рассмотрение апелляционной жалобы по существу назначено на 21 июля.
ЕСПЧ завершил коммуникацию по первой жалобе Алиева
Адвокат Джавад Джавадов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" выразил несогласие с решениями предварительного заседания.
"Отклонение всех наших ходатайств, и даже отклонение такого технического вопроса, как разрешение обвиняемому сесть с адвокатами, свидетельствуют о предвзятости к Интигаму Алиеву. Смысла подавать кассационную жалобу на предварительное заседание я не вижу. Мы подадим кассацию уже по итогам разбирательства в Бакинском апелляционном суде. Чем раньше мы пройдем национальные инстанции, тем быстрее будет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека по существу дела", - отметил Джавадов.
По его словам, в ЕСПЧ уже завершилась коммуникация по первой жалобе Алиева.
"Эта жалоба была подана сразу после ареста Интигама Алиева. В ней мы ставим вопросы о нарушении прав Интигама Алиева по статьям 5 (право на свободу), 11 (право на объединения) и 18 (запрещение дискриминации по политическим мотивам). Коммуникация завершилась. В ближайшие месяцы, самое позднее до конца этого года, Страсбургский суд объявит свое решение. На стадии завершения и коммуникация по другой жалобе – по статье 3 (запрет пыток). В ней ставятся вопросы об условиях содержания Интигама Алиева, которые способствуют ухудшению состояния здоровья. Речь идет о плохом питании и вентиляции камер, неоказания должной медицинской помощи. Это будет очень важным прецедентным решением для всех заключенных", - сказал адвокат.
По его словам, состояние здоровья Алиева остается тяжелым.
"Содержание в ограниченном пространстве, малоподвижность плохо влияют на здоровье Интигама Алиева. Так, дают о себе знать старые проблемы, возникшие после физического давления на Интигама Алиева в аэропорту в Турции три года назад. У Интигама Алиева часто происходят головокружения, становится темно в глазах. Это сегодня он в суде делал вид, что чувствует себя хорошо, на самом деле у него серьезные проблемы. Однако адекватное лечение он не получает. Ему нужны сеансы физиотерапии, но это в условиях СИЗО невозможно проводить", - заключил Джавад Джавадов.
Дочь правозащитника Нармин Кямильсой также отметила, что у отца сохраняются проблемы со здоровьем.
"Нам дают встречи в СИЗО через стеклянную стенку. А там надо стоять. Из-за того, что отец не может долго стоять, наши встречи проводятся в течение короткого времени. Раньше мы раз в неделю посещали его, а сейчас, из-за того, что ему трудно, мы ходим к нему раз в две-три недели. С другой стороны, несмотря на то, что предварительное следствие и суд давно закончились, нам по-прежнему все еще дают встречи только через стекло", - рассказала Кямильсой.
Наблюдавший за заседанием глава Ассоциации юристов Азербайджана Аннаги Гаджибейли, комментируя итоги слушаний, отметил корреспонденту "Кавказского узла", что "апелляционный суд по своему предназначению призван исправлять ошибки суда первой инстанции".
"Но в деле Интигама Алиева на суде первой инстанции у него была возможность сидеть рядом с адвокатами и консультироваться с ними. Но апелляционный суд не сделал даже и этого. Апелляционный суд, отклонив ходатайство о повторном судебном следствии, фактически лишил защиту возможности обосновать невиновность правозащитника", - заявил Гаджибейли.
Гособвинитель Сейхун Азадалиев оказался недоступным для комментариев.
Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Информацию об этих арестах "Кавказский узел" объединил в справочном материале "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08