Опрос в Гюмри: местные жители не выступают против российской базы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
За сохранение российской военной базы в Гюмри высказались подавляющее большинство жителей Гюмри, опрошенных "Кавказским узлом" в ходе блиц-опроса. Несмотря на расстрел семьи Аветисянов в январе 2015 года и стрельбу на рынке в апреле 1999 года, жители Гюмри не спешат менять свое мнение о российских военных, заявляя о необходимости наличия "гаранта национальной безопасности".
Как информировал "Кавказский узел", Генеральная прокуратура России ответила отказом на обращение депутата Нацсобрания Армении Заруи Постанджян о выдаче солдата-срочника Валерия Пермякова, обвиняемого в расстреле членов семьи Аветисянов в городе Гюмри. По данным Генпрокуратуры Армении, Пермяков признался в убийстве. Военнослужащий был арестован и взят на территории 102-й российской военной базы под усиленную охрану.
102-я военная база, дислоцированная в Гюмри, неоднократно попадала в криминальные хроники. "Кавказский узел" подготовил справку "Гюмри: как российская база губила местных жителей", где собрана хроника криминальных происшествий с участием российских военнослужащих в Армении. До расстрела семьи Аветисянов, произошедшего 12 января 2015 года, самым резонансным был инцидент, случившийся на рынке в Гюмри 14 апреля 1999 года. Тогда двое российских пограничников с автоматами, находясь в нетрезвом состоянии, пришли на рынок и открыли беспорядочную стрельбу. В результате погибли два человека, еще девять были ранены. 27 декабря 1999 года суд Гюмри приговорил российских пограничников - ефрейтора Александра Каменева и рядового Дениса Попова - к 15 и 14 годам лишения свободы.
Вопреки всем трагическим событиям, связанным с пребыванием российских военных в Гюмри, жители города не спешат менять свои представления и в большинстве своем высказываются за сохранение российского военного присутствия на своей земле. Об этом свидетельствует блиц-опрос, проведенный "Кавказским узлом".
В блиц-опросе приняли участие более 35 жителей Гюмри. При этом "Кавказский узел" попросил жителей Гюмри прокомментировать трагедию, которая произошла в городе 14 апреля 1999 года.
"Кавказский узел" стремился выяснить, долго ли трагедия сохраняется в памяти людей. Изменилось ли за это время отношение к России? Усиливает ли старая травма новую боль, и как повлияли обе трагедии на отношение жителей Гюмри к российской военной базе.
Судя по ответам горожан, непосредственные участники события 1999 года вспоминают его в деталях. Остальные знают о трагедии понаслышке или из СМИ. О том, что случилось с виновниками трагедии после суда, большинство опрошенных не то чтобы не помнят, а просто не знают.
Подавляющее большинство опрошенных, включая пострадавших в ходе инцидента 1999 года, уверены в необходимости сохранения российской базы в Гюмри "в качестве гаранта национальной безопасности". Вместе с тем жители Гюмри высказали необходимое условие для этого – "соблюдение на базе строжайшего порядка".
В меньшинстве оказались те горожане, которые высказали сомнения в эффективности такого гаранта. Несколько раз прозвучала мысль о том, что "вопрос о присутствии базы должна решать власть, а не граждане". Также некоторые жители Гюмри высказали мнение о том, что Армения должна сама обеспечить собственную безопасность, не рассчитывая на внешнюю помощь.
"Армяне сами должны стать опорой друг для друга"
"Быть базе в Гюмри или нет – решать нашим властям, я не могу сказать, как было бы лучше. Пока не будет окончательно расследовано дело Пермякова, пока не будет ясен исход, сложно сказать, нужна нам эта база или нет", - отметил в ходе блиц-опроса токарь Вардан Варданян.
Его точку зрения о необходимости сохранения российской военной базы поддержала медсестра Седа Чахмахчян.
"База нужна нам. О последнем убийстве (семьи Аветисянов) мы до сих пор ежедневно говорим, обсуждаем. Вероятнее всего, это [убийство] являлось хорошо спланированным шагом для того, чтобы армянский народ настроить против русских", - сказала Седа Чахмахчян.
По мнению ветерана карабахской войны Лауры Асрян, связанные с российскими военными инциденты не должны стать "причиной раздора между двумя странами".
"С русским народом мы братья. Весь народ не виноват, что у него нашлись такие солдаты. Военная база нам нужна. Подобные инциденты не должны стать причиной раздора между двумя странами", - заявила Лаура Асрян.
Усилить внутреннюю дисциплину на 102-й военной базе после убийства шести человек из семьи Аветисянов 18 января (а впоследствии скончался и седьмой член этой семьи - шестимесячный мальчик, который в день убийства остальных шестерых был ранен) попросил российских военнослужащих мэр Гюмри Самвел Баласанян. Российской стороне было предложено усилить контроль над военными, провести разъяснительную работу, а в случае вопросов – отдавать сигнал тревоги соответствующим органам.
"Российским военным нужно обеспечить строгий порядок на базе"
Руководству министерства обороны России во избежание трагических инцидентов необходимо обеспечить порядок на своей военной базе в Гюмри, заметил торговец на рынке Дживан Симонян.
"База нам нужна. Мы живем в таком месте, что нас окружают враги. Российская база помогает нам охранять нашу границу. Просто нужен порядок на базе. Если бы в первый раз очень строго поступили бы с военными, второго подобного случая не произошло бы. Закроют дело Пермякова - трагедия повторится еще раз", - подчеркнул Дживан Симонян.
На российской военной базе нужно обеспечить "строгие порядки", считает педагог Арменуи Минасян. "Я не против военной базы, потому что мы находимся в неблагоприятном окружении, конкретно с Турцией и Азербайджаном. База тут нужна, но в то же время необходимы строгие порядки и последовательность в расследовании дела (Пермякова)", - отметила Арменуи Минасян.
Связанные с российскими военными инциденты не должны повторяться, заметила финансист Сона Хачатрян.
"Российская база находится в Гюмри длительное время, и говорить о том, как бы все сложилось, не будь ее, однозначно трудно. Точно так же сложно сказать, что она нам дала. В любом случае нужно сделать так, чтобы подобные случаи не повторялись. Если база сохранится, а я уверена, что сохранится, над ней необходим строжайший контроль", - сказала Сона Хачатрян.
В августе 2010 года в ходе визита президента России в Армению был подписан протокол о продлении срока действия российско-армянского договора 1995 года, согласно которому российская военная база размещается в армянском городе Гюмри до 2044 года. Срок действия договора составлял 25 лет, протокол продлевает его действие до 49 лет.
"Не могу сказать, насколько нам нужна эта база, но если постоянно происходят подобные инциденты с жертвами, лучше бы ее не было. Может быть, с другой стороны базу нужно рассматривать как безопасность. Однако, по мне, без разницы, кем мы окружены – азербайджанцами, турками или русскими, все равно мы не в безопасности. Армяне сами должны стать опорой друг для друга", - сказала портниха Рима Петросян.
Со всеми мнениями опрошенных "Кавказским узлом" в ходе блиц-опроса жителей Гюмри можно ознакомиться в видеосюжете "Кавказского узла" "Расстрелы в Гюмри и 102-я база".
Трагедии в Гюмри сказались на доверии жителей Армении к России, считают эксперты
Те же вопросы, что и жителям Гюмри в ходе блиц-опроса, "Кавказский узел" задал троим экспертам. Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты согласились с жителями Гюмри в том, что трагедии 1999 и 2015 года, связанные с российскими военнослужащими и военной базой в Гюмри, - не причина для антироссийских настроений, хоть они и повлияли не лучшим образом на отношение жителей Гюмри к российской военной базе. Армянскому народу не стоит отождествлять свое отношение к действиям российских властей с отношением к российскому народу в целом, подчеркнули вместе с тем эксперты.
База, призванная защищать Армению от внешней угрозы, сама превращается в угрозу
Трагедии в Гюмри крайне негативно повлияли на отношение людей к российской военной базе, заявил политолог Рубен Меграбян, сотрудник Центра политических и международных исследований.
"Если сами эти трагические факты негативно повлияли на людей на бытовом уровне, то все, что произошло после убийства семьи Аветисянов, подвигло на то, что недовольство стало обретать политическое содержание, - пояснил он. - Это обусловлено тем, что Россия фактически нарушила свои договорные обязательства, сама политизировала вопрос, одновременно с полнейшим цинизмом и пренебрежением призывая Армению и армянский народ не политизировать этот вопрос".
В связи с военной базой в Гюмри возник целый перечень вопросов, которые так и остались без ответа, подчеркнул эксперт в комментарии "Кавказскому узлу".
"Главным вопросом стало то, что база, призванная защищать страну от внешней угрозы, сама превращается в угрозу. Если Россия не выполняет свое договорное обязательство по таким случаям, когда вне базы совершается преступления, и дело должно расследоваться под юрисдикцией армянской стороны, то автоматически у нас возникает недоверие ко всем остальным стратегически важным для Армении договорным обязательствам, - сказал Меграбян. - Где гарантия того, что она будет их выполнять?"
Вместе с тем, к русским как к народу у армян нет никаких причин относиться плохо, подчеркнул эксперт.
"Сегодня российское государство становится государством, прикрывающим убийцу. Но в этом случае мы имеем дело с государством, а не с русским народом, - пояснил он. - У обычных людей, естественно, к русскому народу будет обычное нормальное отношение, и это очень хорошо. Смешивать одно с другим – народ с государством – нельзя, и люди это четко понимают".
"Переносить отдельные трагедии на стратегический уровень нельзя"
Армянскому народу нельзя все печальные факты, связанные с военной базой в Гюмри, сводить к антироссийским настроениям, согласилась с Меграбяном Лариса Алавердян, первый омбудсмен Армении, исполнительный директор общественной организации "Против правового произвола".
"Существование военной базы и вообще армяно-российские отношения – стратегические вопросы, - подчеркнула Алавердян. - Переносить отдельные, действительно, трагические случаи на стратегический уровень нельзя. Что же касается населения, которое, действительно, было напугано, то с ним надо работать".
На широкие слои населения в Армении трагедии, связанные с российской военной базой, подействовали весьма депрессивно и негативно, не сомневается Лариса Алавердян.
"Но разумная публика, я думаю, прекрасно понимает значение отношений, - добавила эксперт. - Я полагаю, чем больше будет прозрачности и правдивости в расследовании дела [об убийстве членов семьи Аветисянов], тем больше шансов разделить эти две несовместимые плоскости".
"Граждане Армении должны четко расставить акценты. Они должны и могут требовать от своего государства, от своего руководителя выполнения международных договоров, которые заключены между странами. Требовать что-то от России непродуктивно, даже контрпродуктивно, нерационально, и это псевдополитизация вопроса. У нас есть свое государство, и граждане Армении должны сформулировать свои требования к своим руководителям", - резюмировала Алавердян.
Двусторонние отношения серьезно испортили как российские, так и армянские власти
В свою очередь Левон Барсегян, руководитель гюмрийского журналистского клуба "Аспарез", прогнозирует ухудшение российско-армянских отношений после январской трагедии в Гюмри и ряда других событий, связанных с российскими военными в Армении.
"За последние два года нам стало известно, что наш стратегический партнер продает нашему же стратегическому врагу оружие на 4 млрд долларов США. В 2013 году из-за халатности российских военных на оставленной ими же на полигоне мине взрываются двое детей, никого не привлекли к ответственности. В России армянский водитель случайно попадает в ДТП (гражданин Армении Грачья Арутюнян, осужденный в России по делу о ДТП с гибелью 18 человек в районе Подольска, - прим. "Кавказского узла"), был несчастный случай, его арестовывают, облачив в женский халат, приводят в суд", - напомнил эксперт.
После этих случаев, по оценке Барсегяна, в настроениях людей многое изменилось.
"Я не думаю, что армяно-российские отношения на этом фоне - плюс еще и эти убийства - останутся такими же, что раньше. И эти отношения серьезно испортили, как российские, так и армянские власти. В людях издавна укоренилось мнение, что русские нас спасут. Что если не будет российской военной базы, турки придут и нас уничтожат, - сказал эксперт "Кавказскому узлу". - Сейчас заметно, что мнение людей меняется. Особенно, если обратить внимание на интеллигенцию, которая уже давно четко понимает, что русские нам не помогут".
Протестные настроения в Армении из-за расстрела семьи Аветисянов были вызваны неправильным поведением властей, заявили армянские эксперты, опрошенные "Кавказским узлом" в январе 2015 года, спустя неделю после трагедии. Жители Гюмри, опрошенные "Кавказским узлом" в начале февраля 2015 года, сошлись во мнении, что отказ российской стороны передать армянским правоохранителям Пермякова обострит ситуацию в городе.
23 января активисты в Гюмри объявили о начале сбора подписей под требованием выдать Пермякова правоохранительным органам Армении и внести изменения в соглашение о присутствии в Армении российской военной базы. На сегодняшний день под петицией собрано 8 762 подписи.
События вокруг убийства семьи Аветисянов в Гюмри освещаются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Расстрел семьи в Гюмри". Также "Кавказский узел" создал подборку блогерских постов об инциденте: "Трагедия в Гюмри глазами блогеров "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"