Присяга боевиков "Имарата Кавказ" лидеру "Исламского государства" не повлияет на Северный Кавказ, считают российские политологи
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Присяга отдельных бевиков "Имарата Кавказ", признанного в России террористической организацией, лидеру провозглашенного в Сирии и Ираке "Исламского государства" (деятельность обеих организаций запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") Абу Бакру аль Багдади не означает присоединения к этой структуре и потому не будет иметь серьезных последствия для ситуации на Северном Кавказе, считают российские политологи Алексей Малашенко и Ахмет Ярлыкапов.
Как писал "Кавказский узел", один из командиров боевиков, действующих на территории Хасавюртовского района Дагестана, Сулейман Зайланабидов после обвинений со стороны соратников в раскольничестве присягнул лидеру "Исламского государства" (ИГ, ранее ИГИЛ, деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") Абу Бакру аль Багдади. Об этом сам Зайланабидов заявил в выложенном 21 ноября на сервисе YouTube видеообращении.
Малашенко: на Кавказе ИГИЛ не столь популярно
Пока серьезных перспектив у "Исламского государства" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") на Кавказе нет, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
"То, что лидер "ауховских" боевиков присягнул, - это некая декларация, если хотите, реакция на то, что Аль-Багдади пугал Путина и говорил, что будет распространять свои действия на Северный Кавказ (в сентябре боевики запрещенного в России ИГИЛ распространили в Интернете обращение к Владимиру Путину с угрозами взять контроль над Чечней и всем Кавказом, - прим. "Кавказского узла"). Но я думаю, что пока это несерьезно, хотя хорошего в этом тоже мало. Амбиции у ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") огромные, во всяком случае на словах, - это и Центральная Азия, и Кашмир, и Индонезия, естественно Афганистан и Пакистан. И уже они получили поддержку от исламского движения Узбекистана, от движения "Пакистанский Талибан" (деятельность организаций запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"). Но там-то действительно есть организованные силы", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
По его мнению, на Кавказе ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") не популярно, и связано это с очень жестокими действиями его членов.
"Я сомневаюсь, что от имени ИГИЛа (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") они (боевики на Кавказе, – прим. "Кавказского узла") будут сейчас действовать. ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") не столь популярно, как это кажется, потому что они очень жестоко себя ведут, – это и продажа в рабство, рубка голов, уничтожение женщин и детей", - отметил эксперт.
Он также указал на то, что на стороне провозглашенного на территории Сирии и Ирака формирования уже воюет много граждан Российской Федерации.
"По разным данным, их две тысячи человек. Некоторые хотят воевать там до конца, другие будут возвращаться. И вот когда они будут возвращаться, тогда и посмотрим", - заявил Малашенко.
Он также не уверен в том, что у группировки боевиков на Ближнем Востоке есть будущее.
"Само ИГИЛ пока на коне. Против них целая коалиция ничего не может сделать. Но как там будут обстоять дела дальше – пока неизвестно. Я не слышал, чтобы были заявления от "Имарата" ("Имарат Кавказ", признанный в России террористической организацией и запрещенный судом, - прим "Кавказского узла") о признании Аль-Багдади. Сам Доку Умаров не успел, а новые ребята мало ли что заявили", - заключил Алексей Малашенко.
21 октября о задержании в аэропорту Алма-Аты Сулеймана Зайланабидова, уроженца Чечни, находящегося в федеральном розыске России, сообщил "Интерфакс-Казахстан" со ссылкой на пресс-службу Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ). Однако позже КНБ опроверг информацию о задержании Зайланабидова, передает "Радио Азаттык Казахстан". "Кавказский узел" не располагает информацией о деятельности Зайланабидова на территории Казахстана.
Ярлыкапов: случаи признания Аль-Багдади лидером выражают позицию отдельных полевых командиров
У "Исламского государства" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") есть задачи расширяться, но пока о присоединении к нему боевиков признанного в России террористической организацией "Имарата Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), которые никаких значимых территорий не контролируют, говорить не приходится, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"У "Исламского государства" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), конечно же, есть задачи расширяться. Они не собираются концентрироваться только на своей территории. 2013-2014 годы были посвящены территориальному утверждению на землях Ирака и Сирии, и именно для этого в 2013 году, как только объявили о создании "Исламского государства" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), они объявили и призыв, на который откликнулось большинство боевиков из "Имарата Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
Однако, указывает эксперт, ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") реально контролирует лишь территорию, на которой находится.
"Самое главное, они сумели создать действующие структуры. Очень умело использовали бывших иракских баасистов (сторонников идеи создания единого однопартийного арабского государства, - прим. "Кавказского узла"), привлекли их к строительству государственных структур, налаживанию налоговой системы, бюджета, то есть создали вполне дееспособное государство. И, конечно же, их идеология предполагает выход за его пределы. И думаю, что Кавказ является для них одним из таких регионов, которые стоят на повестке дня. Но "Имарат Кавказ" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") никаких значимых территорий не контролирует. Его невозможно воспринимать даже как полугосударство", - подчеркнул Ахмет Ярлыкапов.
Он отметил, что признания Абу Бакра аль Багдади лидером боевиков на Северном Кавказе ранее не было, и сейчас лишь можно говорить о единичных таких случаях, которые могут стать выражением тенденции, а могут просто выражать позицию отдельных полевых командиров.
"Не помню, чтобы "Имарат" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") признавал аль Багдади. Наоборот, высказывались сожаления, что люди уезжают, людей не хватает на Кавказе. Я не слышал, чтобы ранее такого рода случаи присяги на Северном Кавказе были", - сказал Ахмет Ярлыкапов.
По его словам, будет ли продолжаться раскол в среде северо-кавказских боевиков, зависит от позиции самого "Имарата Кавказа" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), признанного в России террористической организацией, его руководства и амиров, которые действуют по отдельным направлениям.
"Смотрите, что творится с Талибаном (действующим в Афганистане и Пакистане исламистским движением, признанным ООН террористической организацией, запрещенным в России судом - прим. "Кавказского узла"). Насколько я знаю, там есть присягнувшие ИГИЛ достаточно влиятельные командиры, но в целом позиция Талибана (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") состоит в том, что они никаким образом не присоединяются к халифату", - резюмировал эксперт Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН.
источник: корреспондент "Кавказского узла"