Письмо-обращение Сергея Резника к сообществу ростовских журналистов и блогеров
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
21 ноября 2014 года Наталия Резник опубликовала на своей странице в соцсети полный текст письма-обращения своего мужа – подсудимого блогера и журналиста Сергея Резника к сообществу ростовских журналистов и блогеров. Это же письмо Наталия зачитывала на 1-й профессиональной конференции электронных СМИ «ТЭГ», состоявшейся 31 октября в Ростове-на-Дону.
Письмо-обращение подсудимого блогера и журналиста Сергея Резника к сообществу ростовских журналистов и блогеров
Итак. По предложению организаторов конференции, которое полностью совпало с моим видением наиболее актуальных аспектов современного развития электронных СМИ в стране нашего с вами вынужденного проживания, с удовольствием поделюсь моими соображениями по вопросам:
- Как может повлиять государственное регулирование блогосферы на ее дальнейшее существование;
- Легитимация блогосферы, блогеры становятся СМИ (защита авторских прав в сфере актуальной собственности).
Как может повлиять на блогосферу государственное регулирование
Для того, чтобы не растягивать время доклада, я хотел бы рассмотреть исключительно практические стороны того, что помимо нашей воли идет в наш дом. Каким будет реальное государственное регулирование после появления пресловутого закона о блогерах пока можно только предполагать. Как осуществлялось это «регулирование» до появления закона и вовремя его появления многие из присутствующих имели возможность наблюдать на примере известных блогеров, чьей отвлеченной от интернета и даже часто бытовой деятельностью начали активно интересоваться правоохранительные органы. И мой пример не является здесь чем-то выходящим из ряда вон. Любая попытка государственного регулирования может восприниматься нами в полной мере как попытка ограничения свободы функционирования людей из отраслей средств распространения информации. Здесь я намеренно отхожу от определения СМИ. Потому что то, что осталось от СМИ после введения в них системы своеобразного регулирования путем массового заключения договоров на информационное обслуживание и введения в самих СМИ самоцензуры оставило от многих из них лишь остаточную функцию для распространения определенного рода информации. Государство при всем «совершенстве» нормативных актов, выпускаемых органами государственной власти до сих пор так и не создало иных механизмов государственного регулирования блогосферы, кроме тех же механизмов, которые «зарегулировали» отрасль СМИ. Проще говоря, скрытый подкуп и угрозы уголовного и физического преследования – оба вышеуказанных инструмента благополучно применялись и функционировали и до принятия пресловутого закона. Каким же образом государственное регулирование блогосферы может повлиять на ее существование? Практически никаким образом. Авторам известных блогов придется просто раскладывать яйца в разные корзины, создавая вокруг своих ресурсов так называемые блоги сателлиты и отмывая через них фактически любую интересующую их и читателя информацию. В этом смысле законодатель уже очень сильно отстал от практики, пытаясь догнать высокоскоростной и производительный интернет, печатая законные акты на морально устаревшей печатной машинке. К тому же ни один из принимаемых законов и подзаконных актов не может ограничить действие конституции РФ и подписанной Россией Европейской конвенции о правах человека, которые гарантируют в нашем случае гражданам России свободу распространения информации и свободу выражения собственного мнения.
Стоит так же помнить, что ни наличие в данной стране формально действующей конституции, как и номинальное наличие здесь ее «гаранта» не поможет тем лицам, к которым согласно недавнему высказыванию президента России возникли вопросы со стороны правоохранительных органов.
В свете сказанного выше и следует рассматривать так называемую легитимацию блогосферы в виде приравнивания популярных блогов к СМИ, а также так называемую защиту авторских прав в сфере интеллектуальной собственности (в то время, когда государство только начинает возвращать свою собственность).
С одной стороны приравнивание блогов к СМИ дает блогерам определенные права, предусмотренные для СМИ. Однако с другой стороны налагает на блогеров определенную ответственность, предусмотренную еще большим массивом законодательства при всей реальной эфемерности возможности реализации ими прав, предоставленных средствам массмедиа. К примеру, автору доклада, действующему журналисту и сотруднику СМИ в период с 2004 года так и не удалось получить аккредитацию в администрации, а затем и в правительстве РО.
За весь период осуществления мною моих прав журналиста зарегистрированных СМИ только дважды мне удалось получить ответы по существу моих письменных запросов о предоставлении мне информации из органов государственной власти.
Деятельность коммерческих организаций вообще закрыта от СМИ коммерческой тайной. Собственно предоставление блогерам прав СМИ совершенно не означает возможности реализации этих прав, но наложение на блогеров ответственности за распространение информации неудобного содержания, поверьте мне на слово в более чем полной мере будет реализовано всеми заинтересованными к тому субъектами, объектами, органами и структурами.
То же самое относится и к попыткам введения ограничений на использование объектов авторского права, что может означать возникновение необходимости иллюстрации создаваемых блогерами продуктов фото и видеоматериалов исключительно собственного производства. К чему это приведет, полагаю, понятно. Таким образом, пока что регулирование государством блогосферы свелось к установлению частичных запретов (существовавших и ранее в виде моральных запретов), а так же к введению некоторых крючков в виде объектов интеллектуальной собственности с целью зацепить блогера при возникновении необходимости.
Тем не менее, при некотором возможном понижении иллюстративного качества производимого материала все уже сделанные и вероятные будущие шаги законодателя не дадут государству получить механизмы, позволяющие осуществлять все полноту контроля над блогосферой.
По-настоящему контролировать блогосферу правительство сможет лишь после российской приватизации интернета, то есть покупки интернета одним из резидентов Российской Федерации. Но и на этом пути существуют свои подводные камни. Во-первых у России нет отторжимых материальных ресурсов, сопоставимых по своей стоимости со всемирной сетью. Во-вторых, увидев, как управляет интернетом российский регулятор, мир наверняка создаст новый интернет. Возможно, уже без России, потому что ничего невозможного нет.
С арестантским уважением, Сергей Резник.
источник: Наталия Резник