В СИЗО Баку изъято обращение Интигама Алиева к Пенитенциарной службе, заявил адвокат
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане администрация Бакинского СИЗО №1 изъяла обращение содержащегося под стражей юриста Интигама Алиева с жалобой на нарушения прав заключенных к руководству Пенитенциарной службы, заявил адвокат арестованного Анар Гасымлы.
Как сообщал "Кавказский узел", Интигам Алиев 8 августа был вызван в Следственное управление по тяжким преступлениям Генпрокуратуры Азербайджана в качестве свидетеля по уголовному делу против ряда НПО. В тот же день он был задержан как подозреваемый и доставлен в офис ОПП для участия в обыске. Одновременно проводился обыск в частном доме Алиева, были изъяты два ноутбука, два настольных компьютера, флеш-карты, диски, отчеты ОПП и три сувенирных кинжала. По представлению прокуратуры Насиминский райсуд Баку арестовал Алиева на три месяца. 13 августа Бакинский апелляционный суд оставил в силе это решение.
Алиеву предъявлены обвинения по статьям 213.1 (уклонение от уплаты налогов или взносов по обязательному государственному социальному страхованию в значительном размере), 308.2 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и 192.2.2 (незаконное предпринимательство с извлечением дохода в крупном размере) УК Азербайджана.
Адвокат Анар Гасымлы заявляет о нарушении прав защитника и подзащитного
6 сентября адвокат Анар Гасымлы посетил Алиева в Бакинском СИЗО №1 в поселке Кюрдаханы.
"К сожалению, в очередной раз сотрудники СИЗО подвергли цензуре записи, подготовленные Интигамом Алиевым для адвокатов в целях выработки тактики защиты. Более того, они изъяли обращение Интигама Алиева к руководству Пенитенциарной службы о нарушении прав заключенных", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Гасымлы.
В этом обращении, по словам защитника, в частности говорилось "о незаконных ограничениях, введенных на переписку заключенных, поступающим им письмам поддержки, передачу литературы".
"Интигам Алиев также указывал на грубое пресечение возможности заключенным общаться друг с другом. То есть речь идет о пресечении элементарного приветствия друг друга знакомыми арестантами в комнате встреч с адвокатами", - сказал Гасымлы.
Наряду с этим, арестованный акцентирует внимание и на условиях содержания. "Интигам Алиев отмечает, что в камерах круглосуточно включено освещение. Есть проблемы с поддержанием в нормальном состоянии еды, передаваемой из дома, и продуктов, покупаемых в киоске СИЗО. Так, в условиях отсутствия холодильника пища и продукты быстро портятся. С другой стороны, нет приборов для подогревания пищи", - комментирует обращение арестованного Гасымлы.
Алиев также указывает на грубое обращение с людьми, приносящими заключенным передачи, более серьезную проверку адвокатов по сравнению с прокурорскими работниками, изъятие у защитников флеш-карт, где содержится информация об их клиентах.
По словам адвоката, предполагалось, что текст обращения Алиев вместе с защитником подпишут. "Однако сотрудники СИЗО, прочитав обращение, заявили, что, поскольку текст касается этого учреждения, то с ним должно ознакомиться руководство. Несмотря на наши возражения о том, что переписка заключенных с защитниками, в том числе их заявления, обращения не могут подвергаться цензуре, обращение было взято на "ознакомление начальства". Позже нам заявили, что обращение может быть направлено только посредством самого СИЗО. После наших настойчивых протестов Интигама Алиева принял замначальника СИЗО, но и он сказал, то же самое. В итоге мне обращение не позволили забрать", - продолжил Гасымлы.
При этом адвокат напомнил, что ранее записи Алиева к адвокатам также предварительно читал персонал. "Интигам Алиев полагает, что эти записи, связанные с тактикой защиты, копируются и потом куда-то передаются", - продолжил защитник.
Адвокат Гасымлы расценил произошедшее как нарушение прав Алиева и его собственных прав как защитника.
По его словам, согласно статье 17.3 закона Азербайджана "Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся в местах содержания под стражей", переписка заключенных с адвокатом отнесены к исключениям из случаев, когда могут быть приняты ограничения на получение или отправление заключенным писем.
"В частности, закон допускает такие ограничения и применение цензуры в целях пресечения готовящегося преступления, обеспечения безопасности лиц, осуществляющих уголовное преследование или других лиц и др. Причем решение об ограничении должно быть обоснованным и может быть обжаловано у вышестоящего начальства или суде. Однако в любом случае ограничения не распространяются на переписку заключенного с адвокатом. Данное обращение касалось нарушения прав самого Интигама Алиева, и он вправе был передавать его через своего адвоката", - отметил адвокат.
При этом он обратил внимание на то, что, согласно статье 18 того же закона, обращения, предложения, заявления, жалобы заключенных к следователю или прокурору, осуществляющему процессуальный надзор, суду, органу, осуществляющему надзор за учреждением содержания под стражей, омбудсмену, Европейскому суду по правам человека, Европейскому комитету против пыток "безотлагательно направляются адресатам".
"То есть вместо того, чтобы устраивать цензуру, сотрудники СИЗО должны были создать условия, чтобы обращение Интигама Алиева безотлагательно было направлено адресатам. Самый оперативный способ - это отправка через адвоката, который направит обращение скоростной почтой", - отметил Гасымлы.
Вместе с тем, он считает, что Алиев, несмотря на "сфабрикованное обвинение, нарушение его прав в СИЗО", сохраняет бодрость духа. "Интигам Алиев сказал, что в то время как многие его соратники, коллеги находились в тюрьме, а он на свободе, он чувствовал себя дискомфортно из-за невозможности помочь им чем-либо. "Теперь мне легче. Я тоже под арестом, вместе с друзьями, могу им смотреть им прямо в глаза"", - процитировал Алиева адвокат.
"Нарушения прав арестованных активистов является показателем страха самой власти"
Адвокат также передал устное послание Алиева общественности о том, что "за арестами активистов в последние годы стоят цели управления Азербайджаном порядками феодального государства".
Однако, на взгляд Алиев, эти аресты не должны запугать общество.
"Напротив, препятствия арестованным активистам даже здороваться друг с другом является показателем страха самой власти. Те, кто рассчитывают арестами запугать общество, ошибаются. Возможно, в обществе это создает некоторую растерянность, но полностью подавить достоинство людей не удастся", - передал слова Алиева адвокат Гасымлы.
Он не исключил подачи жалобы в суд, если ограничения на переписку Алиева с адвокатами будут продолжаться.
Получить комментарии в Пенитенциарной службе Азербайджана не удалось.
Ранее, в отделе общественных связей Пенитенциарной службы Азербайджана воздержались от комментариев по поводу заявления адвоката о нарушении конфиденциальности переписки Алиева со своей защитой, сославшись на отсутствие информации. Вместе с тем, в ведомстве заявили, что все права Алиева обеспечиваются, и к нему после ареста был открыт доступ представителей Международного комитета Красного креста, а 25 августа - членов Национальной превентивной группы по предотвращению пыток при омбудсмене Азербайджана.
Напомним, 12 августа Amnesty International признала Интигама Алиева "узником совести". Он стал третьим правозащитником в Азербайджане, признанным Amnesty International "узником совести" за последние недели, вслед за Лейлой Юнус и Расулом Джафаровым. С просьбой к властям Азербайджана "немедленно освободить" Интигама Алиева обратился Европейский правозащитный альянс Pro Bono.
Возглавляемое Алиевым "Общество правового просвещения" занималось оказанием правовой помощи гражданам, в том числе в подготовке заявлений в Европейский суд по правам человека. Организация также вела образовательные программы для молодых юристов, многие из которых впоследствии стали адвокатами и защищали права политзаключенных. Интигам Алиев был номинирован на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2013".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08