На суде по делу о беспорядках в Исмаиллы с показаниями выступили два главных фигуранта Мамедов и Ягублу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Шекинском суде по тяжким преступлениям Азербайджана на процессе по делу о беспорядках в Исмаиллы 8-9 января завершились выступления подсудимых и начались слушания показаний свидетелей стороны обвинения. Последними из 18 обвиняемых выступили лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Они заявили о политических мотивах их уголовного преследования и отвергли предъявленные обвинения.
23-24 января 2013 года в городе Исмаиллы, расположенном в 200 км от Баку, произошли массовые беспорядки с участием около двух тысяч человек. Толпа протестующих выражала недовольство местными властями, устраивала погромы и вступала в столкновения с полицейскими. Среди обвиняемых по делу о беспорядках - лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Оба своей вины не признают.
Предварительные слушания по делу о беспорядках в Исмаиллы проходили 4 и 5 ноября 2013 года. Суд отклонил ходатайства защиты, требовавшей закрыть уголовное дело либо освободить подсудимых из-под стражи, а также заявившей о необходимости проводить заседания в более просторных помещениях. Судебные слушания по существу начались 30 ноября. 10 декабря прокуроры зачитали обвинительный акт. 18, 24, 29 декабря и 8 января состоялись выступления обвиняемых. 8 января начались слушания свидетелей, которые были продолжены 9-го.
Мамедов: арест планировался за два месяца до событий в Исмаиллы
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" наблюдающий за судебными заседаниями по делу о беспорядках в Исмаилы шекинский журналист Мамед Садиг Фаталиев, последними с показаниями на процессе выступили Ягублу и Мамедов.
По словам Фаталиева, Ягублу заявил, что, "если он скажет хотя бы одну неправду, то будет бесчестным человеком". "Но бесчестным будет и тот, кто будет поддерживать лживое обвинение", - процитировал Ягублу Фаталиев. Далее Ягублу сообщил, что прибыл в Исмаиллы по служебной командировке в качестве сотрудника газеты "Ени Мусават".
По словам Ягублу, когда он прибыл к зданию районной исполнительной власти, там никаких инцидентов не было. После того, как он сфотографировал две полицейские машины, двое сотрудников полиции взяли его за руку и отвели в районный отдел полиции. Там с ним сначала беседовал замначальника районной полиции Шохрат Керимов, а затем и сам начальник Низами Годжаев. Они интересовались целью его прибытия в район. Несмотря на то, что Ягублу сообщил, что прибыл в качестве журналиста, в полиции ему заявили о необходимости покинуть район.
Как отметил Ягублу, возвращаясь в Баку, до столицы их машину преследовала полицейская BMW.
"4 февраля, когда меня вызвали в генеральную прокуратуру, туда привели двух людей, которые потом лжесвидетельствовали против меня. До начала процессуальных действий в комнате был я, видеооператор прокуратуры и один из этих "свидетелей". Я там стал вести себя как следователь и сказал этому человеку, что "сейчас сюда приведут Тофига Ягублу, ты опознаешь его?" Он сказал, что да, опознаю", - пересказал журналист Фаталиев слова Ягублу.
Ягублу считает, что его преследуют по политическим мотивам за оппозиционную деятельность и критические публикации в адрес властей в прессе.
Лидер ReAl Ильгар Мамедов в своих показаниях заявил, что его арест планировался еще за два месяца до исмаиллинских событий, и они были использованы лишь как повод для этого.
При этом Мамедов напомнил, что еще в ноябре 2012 года из-за того, что он сравнил парламент Азербайджана с зоопарком, "подобно зверинцу при средневековых правителях", 40 депутатов подписались под жалобой с целью его ареста. "А бывший начальник полицейского отделения одного из районов Баку, депутат Адиль Алиев заявил, что Ильгару Мамедову надо отрубить голову", - сказал Мамедов.
Однако, добавил он, после жесткой реакции Еврокомиссии о недопустимости преследования граждан за их выражения, "власти вынуждены были искать другой повод для ареста и использовали для этого исмаиллинские события".
Мамедов пояснил, что поехал в Исмаиллы, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией и дать политическую оценку происходящим там событиям. Он напомнил, что во время аналогичных народных волнений 1 марта 2012 года в Губе он также посещал этот район с аналогичной целью.
По словам Мамедова, оба события имели одинаковое происхождение и стали проявлением кризиса местной власти.
Далее, после возвращения из Исмаиллы в Баку, Мамедов расследовал информацию на сайтах министерств налогов и туризма и выявил, что отель "Чыраг" (менеджер отеля совершил ДТП, спровоцировавшего беспорядки. - Прим. "Кавказского узла"), принадлежал сыну тогдашнего министра труда Физули Алекперова и соответственно племяннику главы Исполнительной власти Исмаиллинского района Вугару Алекперову.
После этого указанные сведения были сняты с сайтов министерств. "Это еще более усилило гнев власти на меня. Наконец, решающим моментом в моем аресте стало устранения меня как реального конкурента Ильхаму Алиеву на предстоящих тогда, в октябре 2013 года, президентских выборах", - процитировал Мамедова журналист Фаталиев.
Кроме того, по словам Мамедова, еще в ходе допроса в прокуратуре в качестве свидетеля 28 января, МВД и генеральная прокуратура распространили пресс-релиз, в котором представили его как "организатора беспорядков в Исмаиллы", нарушив тем самым презумпцию его невиновности.
Мамедов сообщил, что находился в Исмаиллы не более чем в течение полутора часов и там только общался с местными жителями и журналистами, а также вел постоянно записи в facebook.
По словам Мамедова, в Исмаиллы он случайно встретил Ягублу, с которым до этого они были заочно знакомы, и они просто поздоровались.
"Все обвиняемые заявили о своей невиновности"
Как рассказал журналист Фаталиев, на судебных заседаниях 18, 24, 29 декабря и 8 января выступили все обвиняемые.
"Все они либо заявили о своей невиновности, либо отмечали, что совершили противоправные действия непреднамеренно. Так, обвиняемый Хаял Шаранов, работавший в отеле "Чыраг" заявил, что сами полицейские растаскивали из отеля различные предметы. Шаранов заявил, что он вынес телевизор, чтобы аппаратура не пропала, и собирался вернуть ее потом в отель. Шаранов заявил, что дал признательные показания под пытками. По его словам, в исмаиллинской полиции ему связали руки и ноги, повалили на пол и били дубинкой по пяткам, а также избивали кулаками и выбили несколько зубов", - рассказал Фаталиев.
По его словам, "другой обвиняемый, торговец пирожками Мирказым Абдуллаев сообщил, что 24 января пришел в центр города на место скопления большого количества людей с целью продажи пирожков, однако был задержан". "В полиции ему предложили заплатить 2-3 тысяч манатов (2,55-3,8 тыс. долларов) и откупиться. Когда он сказал, что у него нет таких денег, Абдуллаеву предложили лжесвидетельствовать против других лиц. Но он отказался, после чего был избит и арестован. Этот человек страдает эпилепсией. Интересно, что он не умеет ни читать, ни писать. Поэтому он не подписывал никаких документов - ни предъявленное обвинение, ни даже разъяснительную в его защиту, составленную своим адвокатом", - рассказал о процессе журналист Фаталиев.
Еще один обвиняемый Эльшан Исмаиллы, по словам Фаталиева, заявил, что в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД от него требовали дачи показаний, что беспорядки в Исмаиллы организовали оппозиционеры Мамедов и Ягублу.
Однако он отказался от этого. Эльшан Исмаиллы также отметил, что ему мстят за журналистскую деятельность его брата Эльчина Исмаиллы, являющегося региональным корреспондентом оппозиционной газеты "Азадлыг".
В ходе судебного заседания отец обвиняемого Самед Исмаиллы, поднявшись с места, также заявил, что "Эльшана власти арестовали для того, чтобы отомстить за широкое освещение его братом исмаиллинских событий в прессе". "Начальник районной полиции Низами Годжаев сам признал, что Эльчина они не могут арестовать, потому что он журналист, поэтому арестовали Эльшана", - пересказал слова Самеда Исмаиллы журналист Фаталиев.
По его словам, 8 января на процессе начались также показания свидетелей стороны обвинения. В частности, в качестве свидетеля и потерпевшего выступил администратор отеля "Чыраг" Эмиль Шамдинов.
По версии обвинения, 23 января администратор расположенного в городе Исмаиллы отеля "Чыраг" Эмиль Шамдинов после застолья с друзьями сел пьяным за руль автомобиля и допустил ДТП – его машина столкнулась с другим автомобилем, ударилась о тротуар и электрический столб. После этого Шамдинов вместе с находившимся в его машине Эльмаддином Мамедовым стали бить ногой автомобиль, с которым произошло столкновение, избили владельца этой машины Рамиля Бакирова, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Мужчины также начали оскорблять и бить кулаками собравшихся на месте ДТП жителей Исмаиллы, говорится в обвинительном акте.
В ответ обвиняемые, "используя свой авторитет, стали подстрекать собравшуюся в общественном месте группу лиц к насилию, погромам, поджогам, уничтожению имущества, сопротивлению представителям власти, а также вместе с другими лицами избивать Эмиля Шамдинова и Эльмаддина Мамедова и причинили им телесные повреждения". После этого начались беспорядки – сожжены отель "Чыраг" и расположенные в его дворе автомобили, совершены другие противоправные действия в Исмаиллы, сказано в обвинительном акте.
Отметим, что дело в отношении Шамдинова и Мамедова выделено в отдельное производство. В ноябре Шамдинов был признан виновным по статьям 126.2.4 (причинение телесных повреждений опасным способом из хулиганских побуждений), 221.2.1 (хулиганство, совершенное группой лиц) и 221.2.2 (хулиганство с оказанием сопротивления лицам, пресекающим нарушение общественного порядка) и приговорен к 9 годам 6 месяцам лишения свободы. Мамедов осужден на три года лишения свободы по статьям 221.2.1 и 221.2.2. В настоящее время в Шекинском апелляционном суде рассматривается их апелляционная жалоба.
Однако на судебном заседании 8 января доставленный на процесс в наручниках Шамдинов заявил, что не помнит, кто конкретно наносил ему удары, а устроивших поджог в отеле он не видел.
Шамдинов также заявил, что в ГУБОП от него добивались показаний против обвиняемых Саттара Агамалыева (бизнесмен) и Анара Гасымова (сотрудник Исмаиллинского олимпийского комплекса), и угрожали физическим давлением. Однако Шамдинов не дал против них показаний.
Далее выступивший с показаниями в качестве свидетеля и потерпевшего сотрудник полиции Имран Лятифов заявил, что возле дома главы исполнительной власти района ему попали в голову камнем. Но, по словам полицейского, камень случайно попал в него – он был брошен в сторону дома главы района.
"Власти даже не пытаются создать видимость правового процесса"
По словам Фаталиева, на заседании 9 января в Шекинском суде на процессе по исмаиллинским событиям были продолжены показания свидетелей обвинения.
Сотрудник полиции Рауф Керимов сначала отказался от своих показаний на предварительном следствии и заявил, что не имеет никаких претензий к обвиняемым и не опознает в них никого из участников беспорядков.
После перерыва прокурор поинтересовался у свидетеля, почему он "дает разные показания". После чего Керимов вновь повторил показания на предварительном следствии, утверждая, что обвиняемые поджигали отель и машины, бросали камни в полицейских.
В свою очередь, обвиняемые расценили это как давление прокурора на свидетеля и заявили, что отказываются от участия в процессе. Из-за бурных протестов подсудимых слушания были прерваны на 10-15 минут.
Заседание было продолжено после того, как обвиняемые успокоились.
Потерпевший-свидетель, сотрудник полиции Рашад Ахмедов подтвердил свои показания предварительному следствию. Он утверждал, что глава движения Real Мамедов и зампред "Мусават" Тофиг Ягублу "подстрекали граждан к беспорядкам, призывали их к свержению власти". При этом Ахмедов трясся и ему принесли воду, чтобы пришел в себя.
Мамедов и Ягублу выразили протест против лжепоказаний свидетеля. Прокурор заступился за свидетеля и объяснил его состояние "волнением". Следующее заседание суда назначено на 13 января.
По словам Фаталиева, "в ходе последних заседаний обвиняемые перестали жаловаться на плохие условия содержания". "Дело в том, что 20 декабря их перевели из СИЗО города Гянджи в новое СИЗО, построенное в Шеки", - отметил Фаталиев.
Наблюдающий за процессом член президиума Высшего меджлиса партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Сеймур Хази назвал судебное следствие "квазиправосудием".
Люди, преодолевая 400 км пути, приезжают из Баку в Шеки и остаются в морозную погоду на улице за пределами суда
"Этот процесс даже по азербайджанским меркам проводится в ужасающей форме с точки зрения соблюдения прав обвиняемых и обеспечения прозрачности. 18 человек содержат в тесной клетке, что само по себе - бесчеловечное обращение. А в судебном зале охрану осуществляют не сотрудники министерства юстиции, а полиция. Это полное неуважение к правосудию. Большинство желающих не могут попасть на процесс. Люди, преодолевая 400 км пути, приезжают из Баку в Шеки и остаются в морозную погоду на улице за пределами суда. Ведь можно было бы провести выездное заседание в одном из больших залов города Шеки", - сказал Хази в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
Адвокат Мамедова Халид Багиров назвал суд по этому делу "откровенно политическим процессом". "Ну как это еще назвать, когда прокурор, не стесняясь, прямо на процессе оказывает давление на свидетеля, и тот с интервалом в два часа дает диаметрально противоположные показания. Это происходит на глазах сотрудников посольства США и офиса ОБСЕ. Это просто позор. Власти даже не пытаются создать видимость правового процесса. Это откровенный вызов международным организациям – ОБСЕ, Совету Европы, Евросоюзу, призывавшим к прозрачному и объективному процессу над Ильгаром Мамедовым и Тофигом Ягублу", - сказал Багиров корреспонденту "Кавказского узла".
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей стороны обвинения относительно заявлений стороны защиты.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08