Представители различных течений ислама в Дагестане предлагают верующим не отмечать Новый год
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Празднование Нового года не является исламской традицией и не имеет исторического прошлого в Дагестане, считает представитель салафитского направления ислама Ахмад Анчихский. При этом, по мнению представителя дагестанского суфизма Сиражудин-хаджи Ахмедова, некоторые действия в рамках празднования могут выводить мусульман из ислама. В свою очередь исламовед Абдулла Ринат Мухаметов отмечает, что у мусульман "есть гораздо более важные проблемы, чем борьба с Новым годом".
Мухаметов: Новый год давно перестал восприниматься в религиозном контексте
Соглашаясь с общим правилом о запретности празднования немусульманских праздников в исламе, политолог и исламовед Абдулла Ринат Мухаметов считает, что Новый год давно выпал из религиозного контекста и воспринимается гражданским праздником, в связи с чем есть целесообразность нового изучения и рассмотрения данного вопроса мусульманской научной мыслью.
«Общим моментом является то, что Новый год запретен, а отмечать его - неправильно, так как это является религиозным праздником христиан, а отмечать праздники представителей других конфессий считается запрещенным. Это основная точка зрения, хотя если более внимательно изучить вопрос, Новый год не является религиозным праздником. Такого праздника нет в перечне праздников ни одной христианской конфессии. У христиан есть Рождество, а Нового года нет», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Абдулла Ринат Мухаметов.
Эксперт считает, что современный Новый год является больше гражданским праздником и не носит каких-то конфессиональных оттенков. «Изначально Новый год и Рождество были одним и тем же. Обе даты ведутся от Рождества Христова, и изначально это было приурочено к одному и тому же событию, но сейчас это настолько разделилось, что, возможно, даже есть смысл улемам (мусульманским ученым, – прим. «Кавказского узла») это подробно изучить и разобрать», - полагает исламовед.
Мухаметов отметил, что во многих мусульманских регионах России идет кампания с призывом к единоверцам не отмечать этот праздник. «В основном это касается северо-восточного Кавказа: Дагестан, Чечня, Ингушетия. В Поволжье это менее заметно», - сказал Мухаметов.
Так, на сервисе YouTube и в социальных сетях распространяются видеосюжеты с известными спортсменами, общественными и религиозными деятелями Дагестана, в которых они высказывают порицание празднующим Новый год и призывают бойкотировать эту дату. «На мой взгляд, у мусульман сегодня есть гораздо более важные и насущные проблемы, чем борьба с Новым годом, - отметил исламовед. - Я лично не сильно разделяю такие настроения, когда именно борьба с этой датой ставится во главу угла всей исламской повестки».
В разных регионах мира существует своя, исторически сложившаяся специфика летоисчисления, отметил Мухаметов. «Примерно все направления в исламе относятся к этой дате одинаково, но, например, у иранских шиитов есть свое летоисчисление, персидское. Они празднуют Навруз в соответствии со своим древним календарем. То же самое можно сказать и об арабах в Сирии, у которых свое, доисламское летоисчисление и они встречают праздники в соответствии с тем календарем», - рассказал Мухаметов.
«Большинство мусульманских ученых считает неправильным отмечать Навруз, так как этот праздник уходит корнями к зороастризму, хотя современный Навруз имеет к этому очень отдаленное отношение. Так и татарский Сабантуй, который изначально был языческим, был порицаем даже современными учеными, крупными улемами, которых сегодня превозносят и считают столпами традиционного ислама – они его запрещали. Но сегодня вы не найдете ни одного человека, который скажет, что Сабантуй отмечать неправильно, поскольку он уже утратил все неисламские и языческие черты», - заключил Абдулла Ринат Мухаметов.
Эксперт напомнил, что Новый год в 2014 году по юлианскому календарю совпадает с празднованием дня рождения пророка Мухаммада (Мавлид, Маулид ан-Наби, праздник, посвященный дню рождения пророка), который традиционно отмечают в мусульманских республиках России. Согласно же календарю мусульман-шиитов, 31 декабря приходится на день смерти пророка Мухаммада.
«Данное совпадение никакого значения не имеет для мусульман. Я не вижу никакого смысла в том, что Новый год совпал с днем рождения или смерти пророка Мухаммада. Никакого сакрального смысла и значения от совпадения дат нет. Это вообще разные календари, и это никаким образом не повлияет на программу празднования Маулида», - прокомментировал Мухаметов.
Он также отметил, что призыв имама с минбара (кафедра или трибуна в мечети, с которой имам читает проповедь, - прим. "Кавказского узла") - то, что он говорит в проповеди, является инструкцией к действию. «Верующие всегда трепетно относятся к установлениям своей религии, потому нет здесь ничего удивительного», - сказал Мухаметов, добавив, что с аналогичными призывами выступают и представители православия, заявляя, что Новый год является языческим праздником.
Традиция отмечать Новый год уже несколько лет становится на Северном Кавказе предметом "жарких баталий" с участием властей, духовенства и общественности, отмечает в своем блоге на "Кавказском узле" старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. Одни считают украшение елки светлой семейной традицией, другие призывают отказаться от нее как от языческого символа и не праздновать Новый год. Особо остра "елочная" полемика в Дагестане, отмечает блогер.
Анчихский: празднование Нового года не имеет основания в исламской религии
Среди представителей дагестанского ислама нет противоречий относительно отношения к Новому году, считает имам мечети на Котрова в Махачкале Ахмад Анчихский.
«Мусульмане всех направлений и течений, представляющих ислам в Дагестане, единогласны во мнении о запретности празднования этой даты. Новый год не является ни исламским, ни дагестанским праздником», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Ахмад Анчихский.
Собеседник также отметил, что Новый год имеет относительно недолгую историю в Дагестане. «Новый год - это обычная календарная дата, как и любой другой день, потому с точки зрения шариата отношение к этому дню как к празднику негативное, но это не означает нетерпимость к тем, кто его празднует, к не мусульманам. Мы порицаем лишь тех из мусульман, кто не знает, что такое мусульманский праздник, кто отмечает праздники иноверцев, добавляя их в свою религию, тем самым искажая ее, внося в нее нововведения, когда религия это ясно запрещает», - считает Анчихский.
Позиция суфиев, салафитов и других направлений ислама в Дагестане идентична, считает Ахмад Анчихский. «Что касается салафитского направления, то здесь мы наблюдаем в категоричной форме порицание. Мы говорим о том, что наши ученые строго запрещают празднование и любое действие, которое в эту ночь или в этот день отличается от любого такого же действия в другой день или ночь, даже если мы организуем исламскую проповедь или лекцию в эту ночь. Даже получение исламских знаний, выделяя эту ночь, является порицаемым. Такова позиция исламских ученых», - прокомментировал Ахмад Анчихский.
Ахмедов: связанные с Новым годом действия могут вывести человека из ислама
Заместитель имама мечети имени Мухаммадарифа афанди в Махачкале Сиражудин-хаджи Ахмедов считает, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день – не исламская традиция. «Новый год - срубленное дерево, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками. Часто за таким застольем люди, держа в руках бокалы с алкоголем, произносят тосты с именем Аллаха. Это может даже вывести человека из ислама», - приводит видеозапись проповеди Сиражудина-хаджи Ахмедова исламский телеканал «Чиркей».
Ахмедов констатирует, что экологии наносится непоправимый вред вырубкой леса. «Трудно представить, сколько деревьев вырубается каждый год. Этим занимаются тысячи людей. Это расточительство по шариату. Ведь в исламе запрещено срывать даже травинку без надобности. Бесполезное использование чего-либо расценивается в исламе как расточительство и излишество», - убежден он.
Религиозный деятель обращает внимание также на небезопасность празднования Нового года. «Покупка пиротехники – это излишество и расточительство. В исламе высоко ценится человеческая жизнь, ее безопасность», - сказал Ахмедов. Он считает, что деньги, потраченные на празднование Нового года, целесообразнее потратить на помощь малоимущим и нуждающимся.
Гамзатов: ученные расходятся во мнениях о праздновании Маулид Ан-Наби
«В исламском мире существует две версии, по одной из них день рождения (пророка) совпадаем с днем смерти. Другое мнение, что пророк родился и умер в один месяц Раби аль-Аууаль, который является третьим месяцем исламского лунного календаря», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» заместитель муфтия Северной Осетии Расул Гамзатов.
По сложившейся на Северном Кавказе традиции принято отмечать день рождения пророка, который выпадает на 12 число месяца Раби аль-Аууаль. Дату смерти пророка мусульмане-сунниты не отмечают. При этом исламские ученные расходятся во мнениях относительно дозволенности празднования Маулид Ан-Наби, отметил Гамзатов.
«Относительно порицания празднования дня рождения пророка в исламском мире нет такого же консенсуса, как в случае с Новым годом. Так, часть мусульманских ученных называет это новшеством, ввиду того, что ранние поколения мусульман не праздновали эту дату», - сказал Расул Гамзатов.
Религиозный деятель отметил, что оппоненты празднования дня рождения пророка апеллируют именно к той версии, что в тот же день он и умер, и радоваться в такой день запрещено исламом. «Смерть пророка для мусульманина – это величайшая беда. Для верующего человека смерть того, которого они считают лучшим из людей, является величайшим горем. Но в тоже самое время в этом знамение для мусульман, что Мухаммад, как и те посланники, которые были до него – они смертны и их миссия заключалась в том, чтобы они довели до нас послания Всевышнего и они не заслуживают поклонения, хотя и занимают высокое положение в людской расе», - сказал Гамзатов.
Заммуфтия Северной Осетии относительно запрета на празднование Нового года и разъяснения прихожанам этого запрета сообщил, что ислам занимает принципиальную позицию в том, что на имаме лежит ответственность донести до верующего, разъяснить суть призыва.
«Обязанность призывающего или имама в любом месте, где бы он не находился, довести до людей положения религии, а выбор остается за человеком. Если он, зная о запретности, совершает какой-либо проступок, то на нем греха будет больше, нежели на том, кто делает это по незнанию, поддавшись обычаям. Выбор остается за человеком. В исламе нет принуждения – это основополагающий принцип нашей религии», - заключил Расул Гамзатов.
В Москве в 2014 году отметят и день рождения, и день смерти Пророка
26 января в концертном зале Крокус-Сити Холл Совет муфтиев России проведет торжественное мероприятие, посвященное дню рождения Пророка (Маулид ан-Наби), информирует издание muslim.ru.
В программе ставшего традиционным ежегодного мероприятия ключевой темой станет богатая история культурных и исторических взаимоотношений трех авраимических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Мусульмане-шииты Москвы 31 декабря отметят день смерти пророка Мухаммада и страдания имама Хасана (день смерти внука пророка. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как траур Ашура). В Иране этот религиозный праздник имеет статус государственного.
В связи с совпадением даты смерти пророка с Новым годом исламская партия Азербайджана призвала отметить этот день как день всенародной скорби, отказаться от новогодних мероприятий, ограничив на телевидении праздничные шоу, заменив их на проповеди и беседы богословов.
Багиров: нет запрета на светские праздники при их соответствии принципам ислама
Имам московской шиитской общины «Ахль Бейт» Хаджы Асиф Багиров считает, что мусульманам дозволено отмечать светские и национальные праздники при условии, что они соответствуют нормам единобожия.
«Дата рождения и дата ухода пророков из жизни являются для мусульман особенными днями. Мусульмане должны отмечать эти дни, и это часть нашего вероубеждения. Мы как мусульмане-шииты уважаем народные праздники тех, кто нас окружает. Наша религия позволяет отмечать эти праздники, которые являются не религиозными, а календарными, народными праздниками, при условии, что они не противоречат исламу», - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Хаджы Асиф Багиров.
Багиров сказал, что любое мероприятие, если оно позволяет совершить любой из актов поклонения, будь то молитва или преподнесение милостыни нуждающемуся, поощряется исламской религией. «Нет запрета праздновать любой праздник, в котором нет противоречий единобожию, народный или традиционный праздник, в котором можно совершать благие поступки, как-то посетить больного или сироту, стариков, подарить им что-либо, уделить внимание друзьям, пригласить гостей – все это поощряется с точки зрения религии. Это относится и к Новому году, и к Наврузу, и к любому другому национальному празднику», - сказал он.
Говоря о том, что 31 декабря в этом году совпадает с уходом пророка Мухаммада и датой смерти внука пророка имама Хасана, Багиров отметил, что мусульмане должны учитывать эту дату, потому что она связана с трауром. «Никто ведь не будет праздновать и радоваться в день смерти родных и близких. Таким же образом мусульмане относятся и к пророку», - сказал религиозный деятель.
Багиров отметил, что в этом году в проповедях будет призывать воздерживаться от праздности и соблюдать этот день как день траура, воздержаться от увеселений. «В день смерти пророка Мухаммада мусульмане-шииты организуют меджлисы (собрания) в мечетях, читают Коран, хадисы, знакомят людей с жизнеописанием пророка», - пояснил он.
Напомним, что в декабре 2012 года в Дагестане разгорелась дискуссия по поводу празднования начала года. Часть жителей республики, а также глава Дагестана заявили, что планируют праздновать Новый год и не видят в этом празднике ничего плохого. Другая часть жителей республики считает, что Новый год - языческий праздник и не должен отмечаться мусульманами.
29 декабря прошлого года за распространение листовок с призывом не праздновать Новый год были задержаны 10 человек, шестерых отпустили в тот же день, четверых мировой суд приговорил к различных срокам административного ареста за "неподчинение полицейским".
Задержания людей, призывающих не праздновать Новый год, в Дагестане имели место и ранее. Так, 28 декабря 2010 года сотрудники правоохранительных органов Хасавюрта задержали студента Исламского университета, который распространял буклеты с призывом не праздновать Новый год.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
18 декабря 2024, 15:46
-
18 декабря 2024, 10:23
-
18 декабря 2024, 09:00
-
18 декабря 2024, 07:35
Кубанский судья обжаловал приговор по делу о гибели человека в ДТП
-
18 декабря 2024, 06:44
Дело о нападении школьника с ножом на одноклассников в Краснодаре дошло до суда
-
17 декабря 2024, 14:15
Волонтеры откликнулись на призыв помочь спасти пляжи Анапы от мазута