Логуа: вопросы собственности в Абхазии беженцы должны решать через суды
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вопросы, связанные с собственностью российских граждан, оставленной ими во время войны в Абхазии в 1992-93 годах, необходимо решать в суде, заявил вице-президент Абхазии Михаил Логуа, возглавляющий комиссию по защите имущественных прав граждан Российской Федерации в Республике Абхазия. Предлагая обратиться в суд, собственников жилья в Абхазии и тех, кто живет в этих домах сейчас, хотят столкнуть лбами, уверена беженка Алла Дворецкая.
В грузино-абхазской войне, длившейся 413 дней, со стороны Абхазии участвовало более 12 тыс. человек. По данным Минобороны республики, во время боевых действий погибло свыше 2,7 тыс. человек, более 5 тыс. получили ранения. Без вести пропавшими считаются около 200 человек. В Абхазии, где грузино-абхазское противостояние 1992-1993 годов считают Отечественной войной, ежегодно 14 августа отмечают День памяти защитников Отечества. Во время вооруженного противостояния с грузинской стороны, которая считает войну 1992-1993 годов операцией по сохранению своей территориальной целостности, погибли более 10 тысяч военных и мирных жителей, 300 тысяч человек были изгнаны из Абхазии.
Дворецкая: для решения вопроса с имуществом нужно предоставить новое жилье "заселенцам" либо выплатить компенсации беженцам-владельцам
"Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. мне пришлось бежать из Сухуми в Россию с ребенком и престарелой матерью, бросив квартиру. Сначала мы думали, что постреляют немного и успокоятся. Но когда в нашем квартале взорвали Дом пограничника (а пограничники нам говорили: сидите спокойно, мы вас защитим), на улицах при 50-градусной жаре валялись трупы, нам пришлось бежать", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Алла Дворецкая.
По ее словам, в итоге семья осела на своей малой родине – в городе Новосокольники Псковской области. "Мы живем в домике с проваливающимися полами и соседями – экс-милиционерами, торгующими "паленой" водкой. А в квартире, чтобы получить которую я работала почти 20 лет, сейчас живет другая семья", - рассказала Дворецкая.
Несмотря на то, что, по словам Аллы Дворецкой она была официально зарегистрирована как вынужденный переселенец, "вся помощь ей со стороны российского государства ограничилась выдачей 900 рублей в 1992 году, на которые были куплены зубная щетка, паста и тапочки".
"В 2010 году я участвовала во встрече группы беженцев из Абхазии с президентом республики Сергеем Багапшем, который заявил о готовности решить вопрос с собственностью в рамках комиссии по обеспечению законности при решении имущественных прав граждан Российской Федерации в Республике Абхазия. Он сказал нам: "Ребята, потерпите! Мы изыщем возможность", - говорит Дворецкая.
18 июля в столице Абхазии Сухуме прошло первое заседание комиссии по защите имущественных прав граждан Российской Федерации в Республике Абхазия под председательством вице-президента Михаила Логуа.
По словам Дворецкой, она написала целый ряд писем послу России в Абхазии Семену Григорьеву с просьбой уточнить, как продвигается ее дело в комиссии. "И вот я позвонила в комиссию и мне сказали, что мое заявление потеряно. Хотя до того я звонила в комиссию регулярно, и мне говорили, что комиссия пока не собирается, а когда соберется, то мое дело будет рассмотрено", - пояснила женщина.
Дворецкая добавил, что она не претендует на имущество, разобранное соседями: "Когда я приезжаю, соседи ко мне подходят и говорят: ты извини, что я вот взяла. Я им отвечаю, что не дойду до того, чтобы претендовать на вещи, которые помогли им выжить".
По ее словам, она также не требует обязательного выселения семьи, живущей в ее квартире, полагая, что эти "люди заняли ее жилплощадь не от хорошей жизни". Дворецкая считает, что решение вопроса может быть достигнуто в двух вариантах: либо предоставление нового жилья "заселенцам", либо выплата компенсации беженцам-владельцам. Причем, по ее мнению, средства на это должны быть взяты из тех денег, которые Россия выделяет на помощь Абхазии.
Обращаться в суд для отстаивания своих прав, как рекомендует Логуа, Дворецкая категорически не хочет. "Это не по-кавказски и не по-русски – выселять людей в никуда. Они ведь ремонтировали дома, кто-то их даже приобретал. Предлагая обратиться в суд, нас хотят столкнуть лбами!" - заявила она.
Егоров: Дворецкой надо подать заявление на имя председателя комиссии, подкрепив его документами
Посольство состоит в переписке с Дворецкой с декабря 2010 года. Что касается самого заявления Дворецкой о реституции имущества, то оно было передано ею не в комиссию, а лично Сергею Багапшу, проинформировал письменно корреспондента "Кавказского узла" 2 августа пресс-секретарь российского посольства в Абхазии Андрей Егоров.
"23 июля заведующий консульским отделом посольства Тамерлан Гукаев сообщил Дворецкой, что ей необходимо составить аргументированное заявление на имя председателя комиссии, подкрепив его документами, подтверждающими право собственности на жилье", - отметил в письме Егоров, заверив, что посольство совместно с властями Абхазии работает над поисками путей урегулирования проблемы недвижимости русских беженцев.
Логуа: большинство нынешних претендентов на квартиры в Абхазии в начале 1990-х не были их собственниками
Большинство нынешних претендентов на квартиры в начале 1990-х были не собственниками, а квартиросъемщиками, жившими в государственных квартирах. Из 188 обращений, которые рассматривает или рассмотрела комиссия, 83 относится к Госжилфонду, рассказал вице-президент Абхазии Михаил Логуа, возглавляющий созданную в апреле 2012 году указом президента Александра Анкваба комиссию по защите имущественных прав граждан Российской Федерации в Республике Абхазия.
"Если более полугода не оплачивали коммунальные платежи, то администрация брала квартиры на баланс и перераспределяла. Обращения о возврате собственности рассматриваются в суде. Мы рекомендуем обращаться в наши суды. Если это была собственность, то в большинстве случаев обратившиеся получают положительные решения. Это относится как к владельцам домов, так и к тем жителям квартир, которые успели их приватизировать до момента отъезда (приватизация квартир проводилась начиная с 1990-1991 гг.). Для случаев, когда нынешним жильцам дома или квартиры некуда идти, будет построено несколько домов", - отметил Логуа.
Симонов: проблема затрагивает гораздо большее число людей, чем сообщает абхазская сторона
"Только в "Гражданское содействие" лично либо по доверенности обратилось 4000 человек", - отметил юрист комитета "Гражданское содействие" Владислав Симонов, занимавшийся помощью беженцам из Абхазии, утратившим собственность.
Как сообщал "Кавказский узел", семь российских граждан, имевших собственность в Абхазии, подали исковое заявление в суд против Министерства иностранных дел России, считая, что ведомство, которое должно представлять интересы российских граждан за рубежом, ничего не делает для того, чтобы восстановить их нарушенные права собственности.
Представлявший интересы беженцев, подавших в 2010 году в суд на МИД РФ за бездействие в отстаивании их интересов, адвокат Тамаз Нисакян рассказал, что вначале беженцам отказал Пресненский районный суд Москвы, сочтя, что суды любого иностранного государства являются независимыми и поэтому МИД России не вправе вмешиваться в их производство и, тем более, оспаривать или влиять на их решения. Затем это решение было подтверждено Мосгорсудом.
Проблема с собственностью беженцев решается несколькими путями: с помощью инвентаризации недвижимости в Абхазии, "распутывания сложных клубков" в судах, а также строительства нового жилья, которое по убеждению директора Института стран СНГ Константина Затулина постепенно становится массовым.
"Трудно осуждать абхазов за то, что этот вопрос не разрешен до конца – надо помнить, что республика много лет была в блокаде, ее последствия ощущаются до сих пор. Проблемы беженцев есть всюду, где происходят масштабные конфликты, и они всегда трудно решаемы", - подчеркнул Затулин, признав при этом, что есть и случаи произвола по отношению к живущим (или жившим) в Абхазии русским, "но среди преступников – жители Абхазии разных национальностей".
Маркедонов: в Абхазии опасаются, что возврат собственности нарушит демографический баланс
Сотрудник Центра стратегических и международных исследований (США) Сергей Маркедонов считает, что вопрос о собственности беженцев возник из-за особенностей абхазского "национального проекта".
"Если в Нагорном Карабахе и Южной Осетии "титульная" нация составляла абсолютное большинство, то в Абхазии по переписи 1989 года абхазов было лишь 17%. В Абхазии среди общества и власти существует довольно сильная фобия, что с помощью возврата собственности может произойти изменение демографического баланса не в пользу абхазов. Отсюда и требования – решать вопрос с имуществом, но без участия грузин", - подчеркнул он.
По его словам, именно для того, чтобы отсечь большинство претендентов квазизаконным способом, и было введено требование о непрерывной оплате коммунальных платежей. "Когда стреляют из орудий, твой сосед, неважно кто он по национальности, убит или тоже убегает, ты меньше всего думаешь об оплате за газ", - заметил Сергей Маркедонов.
По его мнению, в данной ситуации нет прямого юридического решения. "Лучше бы сказали прямо: ребята была война, мы будем возвращаться к нормам права постепенно, а не выставляли бы некие юридические нормы, оторванные от жизни. Таким образом, произошло столкновение права частной собственности с представлением о праве этнической собственности. Кроме того, эта история говорит о том, что у России и Абхазии не полностью совпадают интересы, как это часто пытаются представить в Грузии и на Западе, и вопрос недвижимости – одна из таких "точек несовпадения", - пояснил Маркедонов.
В большинстве своем на реституции настаивают этнические грузины, получившие российские паспорта, считает редактор отдела политики газеты "Московские новости" Иван Сухов.
"Они были одной из сторон конфликта, и разрешение им на возвращение станет политически самоубийством для абхазского государства. При этом провести разграничение для того, чтобы отделить грузин с российскими паспортами от русских невозможно", - заявил журналист.
Однако, по его словам, "если у претендента на реституцию в российском паспорте стоит русская фамилия, то у него есть достаточно приличные шансы добиться положительного решения абхазского суда". "И Сергей Багапш, и Александр Анкваб говорили, что они не против возвращения русскими своей недвижимости", - заключил Сухов.
"Слушая жалобы людей бежавших из Абхазии, и оставивших там квартиры и дома, мы не знаем, что этот человек и его родные делали и говорили тогда. Это может быть весомым обстоятельством для лишения собственности", - подчеркнул Константин Затулин, напомнив, что власти и население республики категорически не желают возвращения всех, кто участвовал в войне 1992-1993 года на стороне Грузии. "Очень может быть, что человек несправедливо терпит. Однако есть и другие случаи – когда люди, активно выступавшие против признания независимости Абхазии, сейчас заявляют претензии на компенсации за потерянное имущество уже даже не к Абхазии, а к России", - резюмировал он.
Иван Сухов в свою очередь отметил, что тема о "собственности русских беженцев поднимается в СМИ с завидной регулярностью людьми, заинтересованными в том, чтобы как-то ущемить Абхазию".
Напомним, после августовского конфликта 2008 года президент РФ подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал решение руководства России как "беззаконие", и Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31