Убитые в Дагестанских Огнях люди готовили теракты в центральной России, считают силовики
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предоставленная силовикам жителями Дагестана информация позволила предотвратить теракты в центральной России - по "наводке" граждан силовики вышли на группу боевиков, которые были убиты в спецоперации 24 июля в городе Дагестанские Огни, проинформировал сегодня источник в спецслужбах. Особенностью спецоперации стало то, что ее инспектировали правозащитники, которые признали, что силовики действовали в рамках закона.
Как сообщал "Кавказский узел", утром 24 июля по итогам спецоперации в городе Дагестанские Огни силовики объявили, что было убито два боевика и 21-летняя Черенкова (Черникова) Инна (Марьям). Ещё одна женщина – Кадимагомедова Загра - получила ранение и была госпитализирована. В доме, по заявлению министра МВД Рашида Нургалиева, были обнаружены два автомата, две тротиловые шашки, большое количество боеприпасов и два снаряженных "пояса смертниц".
Погибшую и раненную в Дагестанских Огнях женщину боевики готовили к самоподрыву, заявил источник в спецслужбах
По словам источника в спецслужбах, благодаря оперативным сведениям, предоставленным жителями города Дагестанские Огни, удалось предотвратить теракты, планировавшиеся боевиками в Центральном федеральном округе. "Информация о том, что некие лица подыскивают себе временное жилье, якобы для встречи родственников, поступила в подразделения МВД и УФСБ республики накануне", - рассказывает источник. Эти сведения нашли подтверждение - группа была обнаружена и блокирована.
Источник также опроверг сведения о том, что женщины, находившиеся в доме, являлись только гражданскими женами боевиков и не причастны к вооруженному подполью.
"21-летняя уроженка Ставрополья Инна Черенкова, которая была ликвидирована в ходе спецоперации, ранее была объявлена в федеральный розыск УФСБ по Дагестану как террористка-смертница. По оперативным данным, ее планировали использовать в качестве живой бомбы в одном из крупных городов ЦФО, в связи с чем ориентировки на Черенкову были разосланы во все правоохранительные структуры ЦФО", - подчеркнул источник.
Он добавил, что "задержанную в ходе спецоперации жительницу села Хоштада Цумадинского района Дагестана Загру Кадимагомедову боевики также готовили для самоподрыва в местах массового скопления граждан в одном из городов ЦФО".
"Есть сведения, что женщины должны были пройти конечный инструктаж, после чего их должны были отправить к месту проведения диверсии", - сказал источник.
Собеседник добавил, что в ходе спецоперации в доме, помимо оружия и боеприпасов, были найдены два снаряженных "пояса смертниц", семь мобильных телефонов и несколько сим-карт, зарегистрированных в разных регионах РФ. "Планировалось, что смертницы должны были менять сим-карты при въезде в другой регион, а в случае опасности - уничтожить основное средство связи и воспользоваться резервной "симкой", - приводит слова источника РИА "Новости".
Представитель оперативного штаба НАК по Дагестану, которого цитирует газета "Коммерсант", подтверждает эту информацию. По его словам, Черенкова и Кадимагомедова около года находились среди "лесных" и готовились ими в качестве смертниц. "Мы их разыскивали наравне с Раздобудько и Хорошевой (смертники, совершившие самоподрывы в селении Губден в феврале этого года, в результате двух взрывов тогда погибли три человека, 26 были ранены. - Прим. "Кавказского узла"). В эту ночь все четверо решили, очевидно, отдохнуть от жизни в лесу и переночевать в городе. Но там их уже ждали", - заявил представитель НАК Дагестана.
Правозащитники признали, что силовики действовали адекватно сложившейся ситуации
Вечером 24 июля группа правозащитников прибыла в Дагестанские Огни с целью изучить причины, по которым женщины оказываются пособниками членов незаконных вооруженных формирований. В тот же день тележурналист, член Общественной палаты России Максим Шевченко заявил, что действия силовиков при проведении этой спецоперации - "без попытки вступить в переговоры" — это "не ошибка, а провокация, целью которой является дестабилизация ситуации в Дагестане", и что нет никаких оправданий "убийству снайпером женщины, которая просто выходила из дома".
25 июля президент РД Магомедсалам Магомедов провел встречу с Максимом Шевченко, на которой они подробно обсудили спецоперацию. При этом Магомедов высказал свое несогласие с первой оценкой, которую дал этому событию Шевченко. Как отметил глава Дагестана, "ни одно боестолкновение, ни одна спецоперация не начинается без переговоров". По его словам, также было и в Дагестанских Огнях.
В свою очередь Шевченко сообщил, что несколько изменил свое мнение после посещения Дагестанских Огней, встречи с участниками событий и сотрудниками правоохранительных структур. "Я еще с места событий давал комментарии по телефону. Конечно, они отличались от утренних заявлений, которые были сделаны со слов очевидцев. Есть принципиальные отличия, - отметил Шевченко. - В частности, не было обстрела дома".
Шевченко добавил, что правозащитники установили взаимодействие с органами правопорядка на месте спецоперации. "Мы можем сказать, что с их стороны не было нарушений. Они действовали полностью в рамках закона", - констатировал Шевченко.
На пресс-конференции после встречи с Магомедовым Максим Шевченко заявил, что его оценки по поводу спецоперации, проведенной в городе Дагестанские Огни, сделанные на основании заявления одного из местных жителей, "были предварительными", и он "готов их взять обратно".
Шевченко считает, что в рамках деятельности ОП РД было бы полезно сформировать рабочую группу по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества, которая взяла бы на себя ответственность налаживать переговоры для достижения национального примирения.
Среди экспертов нет единого мнения о том, можно ли было спасти погибшую при спецоперации женщину
Находившийся в составе группы правозащитников на месте проведения спецоперации председатель комиссии Общественной палаты РФ по защите прав лиц, содержащихся в местах принудительного заключения, Гасан Айгунов уверен, что убитой в ходе спецоперации женщине можно было спасти жизнь.
"Закон такой, что перед проведением спецоперации, перед применением оружия сотрудники правоохранительных органов обращаются с призывом к боевикам сдаться. Сотрудники правоохранительных органов утверждают, что так было и в этот раз. Но в ответ на призыв был открыт огонь", - заявил Айгунов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Айгунова, один из сотрудников правоохранительных органов Дагестанских Огней сообщил о том, что участники спецоперации из-за темноты не могли различить объекты, по которым вели стрельбу. "Но я все же думаю, что женщинам можно было сохранить жизнь", - предположил собеседник.
Он утверждает, что женщины из блокированного дома уходили в другую сторону, нежели мужчины-предполагаемые боевики.
Правозащитник особо подчеркнул, что силовики действовали в рамках законодательства РФ. "В спецоперации очень сложно ориентироваться. И невозможно сказать силовикам, правы они или нет. Потому что закон позволяет открывать огонь по тем, кто не откликается на требование сдаться – женщина ли это, мужчина ли", - сказал Айгунов.
Поэтому он считает, что "нужно давать возможность – за неделю, за две до спецоперации – выйти на след этих людей (обвиняемых в участии в вооруженном подполье. – Прим. "Кавказского узла"), переговорить с ними, разъяснить, что есть такая комиссия по адаптации, которая будет оказывать помощь, возвращать к мирной жизни".
Между тем известный дагестанский блогер, директор РИА «Дагестан» Нариман Гаджиев так прокомментировал ситуацию корреспонденту "Кавказского узла": «Можно или нельзя было спасти женщину – неизвестно». Гаджиев указал на сложившуюся во время спецоперации ситуацию: стрельба, разбегаются вооруженные люди, по ним идет огонь.
«Одну из женщин подстреливают. Кто будет рисковать жизнью и подходить к ней с помощью? А вдруг у нее в руке граната или пояс шахида? Никто», - говорит Гаджиев. «Вообще неясно было, умерла эта женщина сразу или нет, можно ее спасти, нельзя – такие вопросы в бою не решаются», - заключил журналист.
Он также обратил внимание на то, что спецоперация проводилась неспроста: за некоторое время до нее в распоряжение силовых структур поступила информация, что в День конституции, отмечаемый в республике 26 июля, в Дагестане готовится теракт. «И точно, в хате, где засели боевики, были обнаружены два пояса шахида. Видимо, смертницы хотели устроить теракт в людном месте на праздник», - заявил Гаджиев.
Кроме поясов в доме были обнаружены фотографии женщин вместе с боевиками. «Ну они же знали, на что идут. Вот одна из них и погибла», - констатирует Гаджиев.
Ранее Айгунов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что на убитых и раненных во время спецоперации женщинах не было "поясов шахидов". Эту информацию не опровергают и силовики, заявляя, что пояса с взрывчаткой нашли в доме после окончания спецоперации.
При этом Кадимагомедова не отрицает, что она причастна к незаконным вооруженным формированиям. Убитый Исламудин Гусейнов был ее вторым мужем. По признанию самой Загры Кадимагомедовой, она была вынуждена скрываться в разных квартирах, боясь уголовного преследования незаконными методами.
В заявление Кадимагомедовой на имя главы Дагестана она обещает впредь не совершать противозаконных и преступных действий и заявляет о желании сотрудничать с комиссией при президенте РД по адаптации к мирной жизни граждан, решивших прекратить террористическую и экстремистскую деятельность.
За время работы комиссии с повинной уже явились примерно 30 участников вооруженного подполья. Среди последних решений комиссии - решение просить у следствия для сдавшегося жителя Ботлихского района Сейдулы Казаналипова меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, а также положительное решение по просьбе бывшего амира левашинской группировки Зайпуллы Газимагомедова, просившего поспособствовать ему в том, чтобы отбывать наказание на территории Дагестана.
Отметим, что в Дагестане за январь - июнь 2011 года, согласно подсчетам "Кавказского узла" и информации из открытых источников, произошло 46 взрывов и терактов, совершенных, предположительно, членами вооруженного подполья, в которых погибли 27 человек, 20 из которых были мирными жителями. Ранения получили 63 человека, большинство из них - 50 человек - мирные жители.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там инцидентов.
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38