Орлов: стабильности на Северном Кавказе невозможно добиться без соблюдения прав человека
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Соблюдение прав человека и норм законности на Северном Кавказе являются обязательным условием для обеспечения в регионе мира и стабильности, заявил на пресс-конференции, посвященной правам человека в Чечне глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
"Нельзя разделять и противопоставлять вопросы безопасности и законных прав человека. Законность и соблюдение прав человека это непременное условие мира, стабильности и безопасности на Северном Кавказе. Мы это говорили и писали об этом в наших докладах, докладных записках, которые мы передавали, в том числе и лично президенту РФ господину Медведеву", - подчеркнул Орлов.
Как сообщал "Кавказский узел", пресс-конференция прошла в пресс-центре "Интерфакса" 20 апреля. Правозащитные организации направляют президенту России Дмитрию Медвeдеву письмо с предложением разобраться с произволом силовиков.
По словам Орлова, целый ряд резолюций Парламентской ассамблеи совета Европы был посвящен этой же проблематике.
"Последняя из них ровно так и называлась "Средства правовой защиты в случае нарушения прав человека в Северо-Кавказском регионе" и была принята 22 июня 2010 года", - сообщил глава "Мемориала".
Орлов процитировал резолюцию: "Чеченские власти продолжают поддерживать в республике атмосферу всеобщего страха, невзирая на восстановление и заметное улучшение инфраструктуры региона. Положение в области прав человека, а именно в отношении функционирования системы правосудия и демократических институтов вызывает крайнюю обеспокоенность. Исчезновения представителей оппозиции и правозащитников зачастую остаются безнаказанными и не расследуются с должным усердием".
За резолюцию, добавил глава "Мемориала" проголосовала и российская делегация: "Тогда это нас окрылило. Ведь если наша делегация принимает такое решение, то значит и в Кремле осознали, что все, что говорило, том числе и российское гражданское общество - правда, а, следовательно, думали мы, надо ожидать системных изменений в области хотя бы расследований преступлений и пресечения атмосферы безнаказанности. Однако этого не произошло".
При этом он напомнил, что похищения происходят не только в Чечне, но уже и в Москве.
Орлов: прогресса в расследовании убийства Наташи Эстемировой нет
Глава "Мемориала" также прокомментировал сложившуюся ситуацию в расследовании убийства Наташи Эстемировой. По его словам, прогресса нет.
"Та версия, которую в какой-то момент следствие стало выдавать за основную, оказалась несостоятельной. Это была версия о прямой причастности к убийству Наташи боевиков. При этом, версии о связи убийства Наташи с теми делами, которые она расследовала - о преступлениях со стороны правоохранительных органов Чеченской Республики, не проверяются. Расследования нет", - отметил Орлов.
Для того, чтобы иметь точную информацию об этих версиях, адвокат, который представляет интересы семьи Наташи, обратился в просьбой к следствию ознакомить его хотя бы с частью расследования. "После нескольких судов был отказ. Нами направлена жалоба в Европейский суд", - добавил глава "Мемориала".
В Чечне работает "Сводная мобильная группа" из юристов
Игорь Каляпин, председатель Межрегионального комитета против пыток, рассказал, что для работы в защите прав человека в Российской Федерации из разных правозащитных организаций была собрана группа юристов - "Сводная мобильная группа".
"Они могут сами вместо органов прокуратуры и следственного комитета собирать доказательства, понуждать, используя правовые механизмы и прежде всего законы РФ, органы Следственного комитета имплементировать эти доказательства в материалы официального уголовного расследования", - пояснил Каляпин .
Таким образом, полагает он, можно заставить законными средствами органы Следственного комитета вести расследование более эффективно.
"Как правило, Следственный комитет не очень охотно расследует жалобы на ситуации, где сотрудники правоохранительных органов нарушают права человека. Мы имели все основания считать, что эта методика сработает и в Чеченской Республике, работа наших юристов привела к тому, что на сегодняшний день более 70 сотрудников милиции осуждены за применение пыток", - отметил Каляпин.
"Сводная мобильная группа", как подчеркнул председатель Межрегионального комитета против пыток, заставила следователей качественно выполнять свою работу.
"Когда мы только начали работать в Чечне, все получалось. Если следователи отказывались выполнять какие-то следственные действия, удовлетворять наши ходатайства, мы обращались в суды, нами было подано более 30 жалоб на начало этого года, 21 из них была выиграна. Мы заставили следователей считаться с нашими ходатайствами, удовлетворить их", - констатировал Каляпин.
Дальше, по его словам, произошла совершенно невероятная ситуация: "Я был шокирован, когда следователь по особо важным делам республиканского Следственного комитета по ЧР чуть не плача, с дрожью в голосе говорил мне, что если он отправит повестку сотруднику патрульно-постовой службы, то, он, на допрос не придет, а самого следователя изобьют".
Также, он рассказал про ситуацию, когда следователь по особо важным делам республиканского Следственного комитета направил в пункт ППС запрос с требованием предоставить фотографии личного состава для того, чтобы произвести необходимые следственные действия, а ему не ответили.
"Он посылал запрос с требованием второй, третий раз, его игнорируют. Как будто это не высокопоставленный сотрудник Следственного комитета, а просто интересующийся гражданин. Когда он, наконец, через полгода идет туда лично для того, чтобы провести изъятие, его в пункт просто не пускают, говорят, что никаких фотографий ему не дадут, потому что здесь не "Фабрика звезд"", - возмущается Каляпин.
Правозащитник рассказал, что у него собрался "целый набор документов из Следственного комитета, где содержатся многочисленные рапорты о подобных ситуациях". По его словам, следователи в таких ситуациях бессильны.
"Все дела, которыми занимается "Сводная мобильная группа" в Чеченской Республике - это дела о похищениях людей сотрудниками милиции. Сюжеты, которыми мы занимаемся, выглядят примерно одинаково. Сотрудники милиции приехали, забрали человека из дома, либо среди бела дня на людной улице Грозного, а далее человек просто исчез. Проходит месяц-два, год-полтора - человека нет. Из семи наших дел только в одном случае человек вернулся. Как выяснилось, он, четыре месяца, как собака у плохого хозяина, провел в подвале чеченского ОМОНа, прикованный к батарее", - рассказывает Игорь Каляпин.
Каляпин: в Чечне, делая замечания МВД, прокуратура проявляет необъяснимую робость
Как рассказал правозащитник, Следственный комитет пытается получить документы у МВД. МВД эти документы, согласно закону, обязан Следственному комитету предоставить. Есть органы прокуратуры, которые надзирают над законностью работы, как Следственного комитета, так и МВД, но в такие ситуации прокуратора не вмешивается, хотя должна.
"Фактов игнорирования сотрудниками милиции требований следователей, откровенного запугивания следователей, в том числе и высокопоставленных много. Мы обобщили все случаи и в феврале 2011 года направили в различные органы власти РФ, прежде всего прокурору Чеченской Республики, документ, где вся эта возмутительная практика описана" , - заявил Каляпин.
По его словам, руководитель Следственного комитета по Чечне генерал Леденев отправил аналогичное обращение в Министерство внутренних дел по ЧР, где написал, что Следственный комитет по республике не в состоянии расследовать преступления, связанные с похищениями людей, "потому что ваши сотрудники систематически не выполняют наших отдельных поручений, не являются на допросы, не предоставляют нам служебной информации".
Каляпин процитировал ответ из прокуратуры Чеченской Республики: "Практика надзора за расследованием уголовных дел данной категории показывает, что органами следствия своевременно не проводятся неотложные следственные действия, не организованы надлежащие взаимодействия с оперативными службами в целях раскрытия преступлений. Ведомственный контроль за раскрытием уголовных дел со стороны руководства Следственного комитета фактически не осуществляется, конкретных мер в устранении выявленных нарушений закона, на которые указывают органы прокуратуры не предпринимается. Виновные лица, допускающие нарушение закона - неэффективное расследование к установленной ответственности не привлекаются. Имеют место факты укрытия преступлений, связанные с похищением граждан непосредственно следователями следственного управления Следственного комитета РФ по ЧР".
Кроме того, в прокуратуре считают, что "зачастую только лишь после неоднократных требований органов прокуратуры о возбуждении уголовного дела, осуществлении розыска без вести пропавшего или похищенного лица, принимаются решения о возбуждении уголовного дела. В результате этого, а также неактивности расследования, виновные лица скрываются , местонахождение потерпевших не устанавливается".
По мнению председателя комитета против пыток, из этого может создаться впечатление, что сама прокуратура проявляет принципиальность и пытается что-то изменить.
"Поверьте, это не так. Прокуратура в Чечни действительно регулярно делает замечания Следственному комитету, однако она должна вести надзор не только за ним, но и за МВД, который это все исполняет и делает расследования невозможными. Тут прокуроры начинают проявлять неизъяснимую робость", - отметил Каляпин.
Human Rights Watch: судя по всему, в похищениях людей в Чечне задействованы высокопоставленные люди
Татьяна Локшина, замдиректора московского представительства Human Rights Watch, высказала мнение, что в похищениях людей в Чечне, судя по всему, задействованы высокопоставленные лица.
Для местных правозащитников, по ее мнению, заниматься такими делами небезопасно, фактически самоубийственно, но юристы "Сводной мобильной группы" пытаются заставить заработать местную правовую систему.
"При этом, несмотря на нашу встречу с президентом, положение в республике не меняется. Мы снова апеллируем по поводу нарушения прав человека в Чечне к высшему руководству Российской Федерации и решили подготовить специальное обращение к президенту о сложившейся ситуации", - добавила Локшина.
Как отметила, Татьяна Локшина, после встречи с правозащитниками, которая прошла 19 мая 2010 года в Кремле, Дмитрий Медведев обещал сделать распоряжения, но ничего не происходит.
"Прошло 11 месяцев, результатов нет. Единственное, что было сделано - создание Совета при Хлопонине. Мы приветствовали создание СКФО и этого Совета. Но этими вопросами он также не занимается, это очевидно, и, скорее всего, создан для "галочки". При этом на встрече президент давал нам конкретные обещания", - сообщила Локшина.
Алексеева: Совет при полпреде Хлопонине создан "для галочки"
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, отметила, что правозащитников в Чеченской Республике интересуют в первую очередь исчезновения людей и бессудные казни, в которых повинны представители власти. Однако, несмотря на то, что проблема была обозначена на встрече с президентом, ничего в этом направлении сделано не было.
"За месяц до собрания у президента была создана рабочая группа по проблемам на Северном Кавказе. В нее вошли Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, председатель президентского Совета по правам человека, тогда это была Элла Панфилова, от Общественной палаты - Николай Сванидзе, от правозащитных организаций делегировали меня", - рассказала Алексеева.
Правозащитница отметила, что все решили объединить усилия в этой области, поскольку результатов правозащитной деятельности в Чечне до сих пор не было.
"Первое, что мы сделали, написали письмо Медведеву о том, что необходимо добиться взаимодействия с правоохранительными структурами республик Северного Кавказа и с их руководством. Ответа не было, но когда Панфилова привезла конкретные материалы из региона, получилось добиться встречи у президента", - вспоминает Алексеева.
Президент, по словам правозащитницы, выслушал всех. И предложил полпреду по Северо-Кавказскому округу Александру Хлопонину провести пресс-конференцию с главами республик на эту тему.
"Конференция не состоялась. Потом нам сказали, что Хлопонин решил сам создать при себе Совет. В него включили только меня и Ганнушкину. В какой-то момент нам сообщили срочно, что будет проходить совещание этого Совета в Пятигорске. Сам вид этого совета меня разочаровал - на нем не было ни одного из знакомых общественных деятелей по северокавказским республикам. Большинство выступало с цветистыми, похожими на тосты речами, в честь Хлопонина. Слов "похищение" и "бессудная казнь" произнесено не было. На второе совещание я не поехала, не хотелось слушать, как все лишь выражают благодарность Хлопонину за то, что он их собрал", - добавила Алексеева.
Напомним, 19 мая в Кремле состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с активистами общественно-политических организаций, занимающихся проблемами Северного Кавказа. На ней были представлены доклады правозащитников, задействованных в мониторинге нарушений прав человека в регионе. Сотрудники неправительственных организаций представили свое видение ситуации на Северном Кавказе.
источник: корреспондент "Кавказского узла"