Байсаев: отказы в выдаче вида на жительство в Норвегии чеченцам похожи на политзаказ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отказы в выдаче вида на жительство в Норвегии беженцам с Северного Кавказа являются политическим заказом, считает правозащитник, представитель правозащитного центра "Мемориала" Усам Байсаев.
Как сообщал "Кавказский узел", 25 января из Норвегии в Россию были высланы 16 чеченских семей, более 60 человек.
Такое ощущение, говорит Байсаев, что решения выносятся не на основе права и законодательства, конвенции по беженцам, а на основе политического заказа. В ходе вынесения таких политически мотивированных решений с людьми обращаются совершенно недопустимо, унизительно, утверждает Байсаев.
"Причины отказов бывают по-настоящему циничными"
"Полуслепому вешают перед глазами карту и предлагают на ней что-то показать. Это можно квалифицировать как жестокое обращение. 95% обратившихся за предоставлением убежища в Норвегии беженцев из Северного Кавказа - не только чеченцев - получают отказ. Это просто абсурд, неужели почти сто процентов людей – вруны", - возмущается представитель "Мемориала".
Он рассказал корреспонденту "Кавказского узла" на каких основаниях выносятся решения об отказе: "Причины бывают по-настоящему циничными. Например, беженцу, который жалуется на преследования по религиозному признаку, могут сказать – извините, но вот в Чечне президент вводит шариат, езжайте туда... Могут отказать, например, человеку, у которого убили брата. Говорят, да, мы верим, что вашего брата убили, но вас же не убили".
По его мнению, это делается целенаправленно. Отказывают всем, несмотря на то, какие документы приносят люди: от правозащитных организаций, из средств массовой информации. "Адвоката беженцу предоставляют только после первого отказа, а уже после второго отказа эти люди должны быть депортированы. Конечно, Норвегия хочет как-то ограничить себя от беженцев, но это можно было бы делать по-человечески, в соответствии с законом", - продолжает Байсаев.
Комментируя недавнюю публикацию на "Кавказском узле" о запрете чеченцам посещать родину, правозащитник заявил, что если человек говорит о том, что в России его преследуют, будет логично какое-то время туда не ездить. "Фактов о том, что получившие убежище хотят уехать в Россию или ездили, нет. Может, единичные случаи. Так как это для них самих рискованно", - отметил представитель "Мемориала".
"Среди недавно высланных 60 чеченцев были два человека, которые со мной пересекались. В этих семьях есть убитые, похищенные люди", - рассказал Байсаев. За ними, по его словам, приходили на рассвете, и это было похоже на то, что делали российские силовики, когда похищали людей. "Им дают время собрать пожитки, сажают в автобус и отправляют в лагерь, который рядом с аэропортом", - добавил правозащитник.
Ганнушкина: Вопрос безопасности здесь не стоит, это политическое дело
В средствах массовой информации касательно вопроса о получении уроженцами Кавказа политического убежища идет давление на общественное сознание, считает сотрудник "Мемориала" Ахмед Гисаев. "В СМИ возникают некоторые странные персонажи, которые, не называя своего полного имени, говорят абсолютную ложь", - заявил Гисаев в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
Он напомнил историю с уроженкой Северной Осетии, автором книги "Незаконный норвежец" Марией Амели (Мадиной Саламовой), которая 12 января была арестована в Лиллехаммере специальным подразделением норвежской полиции, выявляющим нелегальных иммигрантов. 17 января суд вынес решение освободить девушку из-под стражи, посчитав, что нет необходимости держать ее до депортации в заключении. Согласно решению суда, Мадина Саламова была депортирована в Россию 24 января. Ее сопровождал жених, гражданин Норвегии.
"Я считаю, что норвежцами эта история была искусственно раздута, чтобы прикрыть готовящееся выдворение (чеченцев. - Прим. "Кавказского узла"). Они поставили на одну ступень человека, который не был даже "экономическим" беженцем, и людей, которых реально преследовали, пытали, похищали", - добавил Ахмед Гисаев.
По мнению правозащитницы, председателя комитета "Гражданское содействие" Светланы Ганнушкиной, высылка уроженцев Кавказа из Норвегии упрощается принятым несколько лет назад законом о реадмиссии. "Мне кажется, что чеченцы там себя никак отрицательно не проявили. Вопрос безопасности здесь не стоит, это политическое дело", - добавила Ганнушкина.
В то же время норвежские власти поощряют жителей Чечни возвращаться на родину добровольно. Власти Норвегии готовы поддержать таких людей материально, если те заранее обратятся в департамент и сообщат о своем решении вернуться домой.
Отметим, что 6 октября 2010 года в Страсбурге чеченские беженцы провели акцию протеста под лозунгом "Дайте нам право на жизнь!" Они требовали рассмотреть запросы чеченцев на получение политического убежища и предоставить им нормальные условия жизни.
Ранее, 5 декабря 2009 года, в Польше более 200 беженцев из Грузии и России, среди которых были и жители Чечни, без билетов пытались на поезде добраться до Страсбурга, чтобы пожаловаться в Европейский суд по правам человека на плохие условия содержания в центрах для беженцев. Пытавшихся выехать остановили и вернули в центры, где с каждым из них индивидуально решался вопрос о дальнейшем пребывании на территории Польши.
источник: корреспондент «Кавказского узла»