Уроженку Северной Осетии ожидает депортация из Норвегии, где она прожила семь лет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уроженка Владикавказа 25-летняя Мария Амели арестована в Лиллехаммере специальным подразделением норвежской полиции, выявляющим нелегальных иммигрантов. Популярный еженедельник Ny Tid назвал Марию Амели, опубликовавшую книгу "Незаконная норвежка", "Норвежкой 2010 года", однако ее ждет депортация в Россию.
Мария Амели - это литературный псевдоним Мадины Саламовой. Она была арестована в Норвегии 12 января, сообщает автор блога "Осетия и вокруг: взгляд изнутри" на "Кавказском узле" Алан Цхурбаев.
В Норвегии Мадина Саламова называет себя Марией Бидзикоевой. Она открыто и ни от кого не скрываясь живет в Норвегии с 2003 года. Арестовали ее после публичной лекции, с которой она выступала в столице одной из зимних Олимпиад.
Родители Марии уехали вместе с ней из Северной Осетии сначала в Финляндию, но, не получив там вида на жительство, перебрались в Норвегию. Здесь их прошения в иммиграционную службу успеха тоже не имели - им регулярно отказывали, но и не высылали. За это время Мария успела выучить норвежский язык, окончить школу и технологический университет в городе Тронхейме, обзавестись многочисленными друзьями.
Книгу "Незаконная норвежка", в которой Мария рассказала как живется в Норвегии человеку без документов и легального статуса, она опубликовала в 2010 году, тираж почти полностью разошелся, и книга имела успех. Популярный еженедельник Ny Tid даже назвал Марию Амели "Норвежкой 2010 года" - за вклад в общественную дискуссию о политических и социальных правах нелегализованных иммигрантов, пишет сегодня "Российская газета".
Минувшей осенью Мария впервые обратилась с ходатайством в апелляционную комиссию по делам иностранцев с просьбой рассмотреть ее дело отдельно от дела ее родителей. Однако апелляционная комиссия вынесла отрицательное решение, причем суд постановил вместе с этим арестовать Марию и выслать из страны. Мария помещена в закрытый приемник для нелегальных иммигрантов в Траннуме. Оттуда производится депортация. На суде было заявлено, что российские власти примут Марию в соответствии с договором о реадмиссии.
Арест вызвал протесты общественности. В Норвегии находятся не менее трех тысяч иммигрантов, более пяти лет живущих на нелегальном положении. Такие цифры привели правозащитные организации Amnesty International и Norsk Folkehjelp после того, как стало известно, что Марию Амели высылают из страны. 24 неправительственные организации обратились с петицией к правительству с ходатайством об изменении существующих иммиграционных законов. По их мнению, Норвегия как ряд других европейских стран, должна ввести «иммиграционную амнистию», т.е. предоставлять вид на жительство тем, кто в течение нескольких лет проживал в стране, отмечает "Русский портал в Норвегии".
Представитель Amnesty International в Норвегии Йон Педер Эгенэс уверен, что Марии надо дать вид на жительство не за ее литературные заcлуги, а потому, что "она приехала сюда несовершеннолетней и выросла в Норвегии".
В дискуссию удалось вовлечь премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга. В интервью телерадиокомпании NRK премьер сказал, что вмешиваться в процесс отправки Марии в Россию не будет. По мнению Столтенберга, если в Норвегии начнут делать исключения из правил, то "у нас появятся тысячи необоснованных ходатайств о предоставлении убежища".
Однако заместитель министра юстиции Норвегии Пол Лёнсет заявил, что норвежское правительство готово ослабить иммиграционные препоны на пути высококвалифицированных работников. То есть для Марии Амели становится возможным ходатайствовать о получении рабочей визы в Норвегии даже в случае ее высылки из страны.
Сегодняшние правила устанавливают запрет на въезд в Норвегию на год или несколько лет из-за депортации. Поэтому ходатайство о рабочей визе не рассматривается. 15 января норвежское правительство обсуждало возможное решение, связанное с изменением в законодательстве. По словам Лёнсета, если устанавливается, что в некоем конкретном случае или в других случаях правила не соответствуют целям трудовой иммиграции, вполне естественно для правительства пересмотреть правила, которые регулируют процесс.
Чиновник подчеркнул, что решение об отказе в выдаче Марии Амели вида на жительство как беженке пересмотру не подлежит, и она будет выслана из Норвегии, а потом, уже из России, должна будет подать новое прошение о предоставлении рабочей визы.
Проблема усугубляется тем, что, по словам Марии, ехать в Россию она не может — просто некуда, она не знает там никого и родственников у нее нет. Полиция тем не менее настаивает на депортации Марии в двухнедельный срок, передает "Информационный портал Даугавпилса".
Примечание редакции: см. также новости "Правозащитники зачислили уроженцев Кавказа в группу населения с самым высоким риском нарушения прав", "Польша депортировала граждан Грузии, пытавшихся захватить поезд", "Жители Чечни чаще всего обращаются в Бельгию с просьбой о предоставлении убежища".