В бюджете Южной Осетии на 2011 год не предусмотрено средств на реставрацию исторических памятников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Состояние религиозных памятников и старинных башенных сооружений на территории Южной Осетии вызывает обеспокоенность специалистов: храмы XII-XIX веков разрушаются и осыпаются. У министерства культуры республики средств на восстановление памятников нет, не предусмотрены они и в бюджете региона на 2011 год.
"У нас нет возможности, что-либо реставрировать. Мы готовы помогать в плане предоставления исторического материала, а также осуществлять контроль, чтобы памятники восстанавливались именно в том виде, в каком они исторически существуют - без нарушения их архитектурного стиля, как это очень часто случается", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" начальник отдела охраны памятников Южной Осетии Нелли Табуева.
По словам Табуевой, иногда находятся те, кто берется реставрировать религиозные памятники, но это происходит без согласования с соответствующими структурами. "Как правило, нам никогда не сообщают о намерении отреставрировать запущенный храм. Они искренне полагают, что занимаются благотворительностью, и вместо средневекового храма восстанавливают современный", - поясняет она.
"Еще до агрессии 2008 года некие добродетели разрушили Красную Церковь на окраине Цхинвала с добрым намерением построить здесь новый храм, - рассказывает начальник отдела. - Камни храма разбросали в разные стороны. Это грубейшее нарушение. Каждый камень должен быть пронумерован и зафиксирован, чтобы потом восстановить храм в прежнем виде".
Уже два года территория вокруг этого храма огорожена забором. Проект на восстановление храма готов. Как отмечает отец Яков, проект храма стоит 60 миллионов рублей, а на счете в Нацбанке, открытом для восстановления Красной Церкви, уже два года лежит всего 10 тысяч рублей. "Я интересовался у строителей-специалистов, они говорят, что цена не завышена. Но я боюсь последствий от варварского разрушения Красной Церкви. Мы заставили вернуть на место камни от самого храма, но, что это дает?" - сетует он.
В свободное время отец Яков ездит по святым местам Южной Осетии и потому знает практически все о состоянии религиозных памятников.
"Вместе с Табуевой мы не раз обходили и храмы, приводили туда приезжих специалистов, спонсоров, которые изъявляли желание помочь в восстановлении, но все пока остается на словах", - констатирует священнослужитель.
В министерстве культуры утверждают, что "любое незаконное действие по отношению к историческим памятникам теперь будет строго контролироваться". "Мы решили составлять акты на подобные случаи и намерены передавать их в прокуратуру. Мы будем очень жестко поступать, согласно нашему закону, с теми, кто будет пытаться нарушить архитектуру памятника", - заявила Табуева.
"В то же время некоторые люди все-таки пытаются с нами контактировать, - отмечает специалист. - К примеру, в селе Нижний Рук расположен храм св. Георгия (XIX в.). И часть фамилии Плиевых, проживающих в этом селе, своими усилиями пытаются восстановить его. Они к нам обратились, и действительно собираются делать проект абсолютно идентичный оригинальному варианту. Помогает им во всем этом отец Роман, священник из Северной Осетии Алании (Дигора), он очень старается, чтобы вся архитектура была сохранена. Храм не очень разрушен, но все-таки уже стал осыпаться. Сейчас вот стены храма почистили, и, как оказалось, часть стен уже ушла под землю".
Кроме того, уже пять лет отдел по охране памятников пытается обозначить заповедной зоной периметр сел Рук, Едис, Ерман, Згъубир в Южной Осетии. "Мы хотим сделать это через правительство, куда уже направлен проект постановления. Но это постоянно срывается, - разъясняет Табуева. - То же самое со старинными башнями: сносу они не подлежат, но постепенно осыпаются. Может со временем появятся спонсоры, которые изъявят желание реставрировать. Но пока помощи никакой нет".
По словам Нелли Табуевой, "рассчитывать можно на российских коллег". В начале августа был подписан договор "О взаимном сотрудничестве" с Министерством культуры РФ и югоосетинские специалисты надеются, что с российскими коллегами они найдут выход из положения.
Вместе с тем помощь в восстановлении храмов оказывает Православная церковь Южной Осетии. "Церковь оказывает помощь по мере сил и в основном на пожертвования прихожан. Мы своими силами восстановили храм св. Константина и Елены в Цхинвале", - подчеркивает отец Яков.
"Вообще восстановлением памятников должно заниматься государство, так как они являются собственностью государства. Но, естественно, церковь следит за состоянием памятников", - говорит отец Яков. По его словам, большую помощь церковь не может оказать, "так как сама находится в нелегком положении: нет помещения для крещения, кельи не достроены".
"Хотели недавно крышу накрывать, а тут в церкви в селе Арчнет крыша протекает. Ну что тут поделаешь? Мы передали материал Арчнетской церкви", - поделился он.
Как утверждает отец Яков, на сегодняшний день практически все храмы в Южной Осетии требуют реставрации. "Вот, к примеру, церковь XVI века в селе Икорта, где под мраморными плитами похоронены князья фамилии Эристави (современная фамилия Бибиловы), - добавляет он. - У храма нет давно куполов, удивительно, как он вообще еще стоит. На его восстановление нужны миллионы, которых нет".
"На окраине Цхинвала стоит заброшенной часовня св. Николая Чудотворца. Я считаю, что местные жители также должны чувствовать в себе духовную обязанность просто привести в порядок часовню, - далее продолжает священнослужитель. - Вторая проблема состоит в том, что осетины в южной части Осетии не хотят становиться монахами и подвиг этот на себя брать некому. А когда в церкви нет священника, то туда никто не ходит. Возьмем, к примеру, Фиагдонский монастырь в Северной Осетии, где при наличии семи монахов вырос просто величественный монастырь. У нас такого пока нет".
В начале июля директор ГУП "Управление по туризму – Южная Осетия" Элеонора Бедоева заявила, что в Южной Осетии будет реализован проект "Историческая память", который предусматривает восстановление православных храмов на территории региона.
Отметим также, что в январе этого года православные христиане Южной Осетии выступили с обращением к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором просили защитить их от "духовного истребления" и отмечали, что югоосетинская церковь с момента основания неоднократно просила у Московской патриархии поддержки и духовного окормления. В послании также говорилось, что Аланская епархия не намерена зависеть от Грузинской церкви. Между тем, Московская патриархия не раз заявляла, что не признает православные церкви Южной Осетии вне канонической территории Грузинской православной церкви. Православный клир Южной Осетии назвал "предательством" отказ Русской православной церкви взять югоосетинскую общину под свое управление.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
17 ноября 2024, 22:41
-
17 ноября 2024, 21:50
-
17 ноября 2024, 20:02
-
17 ноября 2024, 16:42
-
17 ноября 2024, 14:44
-
17 ноября 2024, 11:41