В Азербайджане адвокаты и потерпевшие по-разному оценивают приговор по делу о массовом убийстве в АГНА
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адвокаты осужденных по делу о массовом убийстве в Азербайджанской государственной нефтяной академии (АГНА) 30 апреля 2009 года считают приговор суда о своих подзащитных несправедливым и намерены обжаловать его.
Напомним, что Фарда Гадиров, войдя в здание нефтяной академии в Баку, открыл стрельбу из пистолета. Убив 12 человек и ранив еще 13, Гадиров застрелился. По этому делу перед судом предстали четверо уроженцев Грузии - родственников и односельчан Гадирова. Сегодня суд признал их виновными по целому ряду статей, в том числе "терроризм" и "умышленное убийство".
Суд приговорил Надира Алиева, Джвидана Амирова, Наджафа Сулейманова пожизненному заключению (без конфискации имущества), а Ариза Габулова к 11 годам лишения свободы (без конфискации имущества).
Адвокаты подсудимых считают, что их подзащитные осуждены потому что были родственниками или односельчанами убийцы
По мнению адвоката Джавидана Амирова Гусейнхана Мустафаева, на процессе вина подсудимых не была доказана: судебное следствие не ответило на главный вопрос - каковы мотивы преступления, а версия о том, что Гадиров совершил преступление из мести, намереваясь убить декана, несостоятельна.
"Если бы он собирался убить конкретного человека, то не открыл бы огонь по всем, кто попадался на его пути", - сказал адвокат Мустафаев, добавив, что версия обвинения о действиях подсудимых по заказу жителя села Шулавер Марнеульского района Грузии Мардуна Гумашьяна, якобы обещавшего Гадирову и другим денежное вознаграждение за совершение массового убийства в Баку, также не нашла своего подтверждения.
"Хотя генеральная прокуратура в январе 2010 года и приняла решение об аресте Гумашьяна, однако его не объявили в розыск по линии Интерпола, и материалы в его отношении в правоохранительные органы Грузии также не были официально направлены. Суд не расследовал эти моменты", - констатировал адвокат.
Адвокат отметил также, что суд не расследовал показания некоторых свидетелей о том, что стрелявший не был похож на Гадирова. В частности, такое заявление сделал студент АГНА Заур Мамедов. "Этот человек был в белой одежде. А на том человеке, труп которого позже показывали по телевизору, одежда была черная", - заверил молодой человек.
Аналогичные показания дала и преподаватель АГНА Земфира Гусейнли, подчеркнул адвокат, указав на возможность "существования других соучастников преступления и наказания вместо них невиновных людей
Авокат также обратил внимание на то, что на показанных на процессе видеокадрах с очной ставки во время предварительного следствия слышно, что подсудимый Надир Алиев давал показания под лай овчарки. "Очевидно, что Алиев давал ложные показания под угрозой натравливания на него собаки", - уверен адвокат.
Адвокат Алиева Эльман Агаев также заявил, что его подзащитный многие показания давал под пытками. Агаев считает, что его подзащитный Алиев мог быть привлечен к уголовному наказанию только по статье "о недонесении о готовящемся тяжком преступлении", но к самим убийствам он не причастен.
Адвокат Наджафа Сулейманова Саяра Алиева также считает своего подзащитного невиновным. По ее словам, обвинение в том, что Сулейманов оказал содействие Гадирову в приобретении оружия в Грузии абсолютно несостоятельно. "К чему чья-то помощь для покупки того, что открыто продается?", - недоумевает адвокат.
"Более того, на процессе было доказано, что Фарда Гадиров хотел убить дядю Сулейманова Сеидгасыма за старую обиду", - далее отметила адвокат, по мнению которой, люди, находившиеся в состоянии кровной вражды, просто не могли действовать сообща.
Адвокат Габулова Саяд Мирзоев также уверен в невиновности своего подзащитного.
Все адвокаты сходятся во мнении, что их подзащитные оказались на скамье подсудимых только из-за того, что были односельчанами или родственниками Гадирова.
Потерпевшие считают, что подсудимые понесли заслуженное наказание
Однако многие из потерпевших или их родственников полагают, что понесли заслуженное наказание.
Мать убитого в АГНА Талеха Мамедова Судаба Нагиева убеждена, что подсудимые виновны. "Мой сын был образцовым студентом. Он шел на получение "красного диплома". Его даже приглашали остаться на кафедре... Никого просто так не арестовывают. Значит, они виновны, раз предстали перед судом. Таких преступников надо сурово наказывать, чтобы подобные чудовищные злодеяния не повторялись", - резюмировала Нагиева.
В свою очередь мать подсудимого Амирова Рена Гадирова (она же тетя Фарды Гадирова - сестра его отца), сказала, что ее сына арестовали только за то, что он родственник Гадирова. По ее словам, патроны и наркотики на квартиру Амирова были подброшены.
Подсудимые заявляли, что оговорили себя под пытками
В ходе процесса все подсудимые заявили, что на предварительном следствии они дали показания под пытками. Так, по словам Алиева, через него пропускали электрический ток и избивали.
Судейский состав назначил две экспертизы, но они не подтвердили факты пыток.
Глава Азербайджанского комитета против пыток Эльчин Бехбудов, комментируя заявления подсудимых о пытках, отметил, что когда спустя две недели после ареста он встречался с подсудимыми, они стали отрицать факт пыток. "Возможно, они боялись признаться, опасаясь новых пыток. Если так, то это ошибочный подход. Напротив, своевременное раскрытие фактов пыток помогло бы им", - заключил Бехбудов.
Согласно материалам следствия, гражданин Грузии Мардун Гумашьян из села Шулавер Марнеульского района вступил в сговор с подсудимыми, проживавшими в соседнем селе Даштепа. Гумашьян уговорил их и Фарду Гадирова совершить террористический акт против азербайджанцев в Баку.
Гумашьян пообещал всем подсудимым 50 тысяч долларов. Предварительно он заплатил Фарде Гадирову пять тысяч долларов и Гадиров купил пистолет ПМ и патроны в одном из оружейных магазинов Тбилиси.
Остальные деньги Гумашьян пообещал ему после совершения теракта, утверждает следствие.
Оружие, по данным следствия, было перевезено через границу Грузии и Азербайджана с помощью подсудимого Ариза Габулова, работавшего помощником водителя на автобусном маршруте Марнеули-Баку, а предложение о совершении теракта именно в АГНА поступило от Джавидана Амирова. Однако на момент преступления Фарда Гадиров в АГНА оказался один.
Уголовное дело в отношении Гумашьяна, как заявил на процессе Абдулла Юсифов, было выделено в отдельное производство.
Проживающие в России родители Гадирова отказались явиться в суд и дать свидетельские показания. Они также отказались от получения тела Гадирова для похорон, и его погребли в Баку как бездомного.
Ранее следствием выдвигалась версия, что Фарда Гадиров мог мстить преподавателям. Однако родственники Гадирова считают, что никаких мотивов для совершения этого преступления у него не было. Эксперты также выдвигали разные версии причин трагедии, включая версии организации преступления религиозными экстремистами или внешними силами. Однако все они сходятся во мнении, что человек, устроивший бойню в АГНА, обладал хорошими навыками стрельбы. Многие эксперты заявляли, что преступление в АГНА является спланированной акцией.
Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов сразу после трагедии исключил политическую подоплеку преступления, назвав его "трагической случайностью". Следствием также выдвигалась версия, что Фарда Гадиров мог мстить преподавателям, а министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов заявлял, что Фарда Гадиров страдал расстройством психики.
Ранее следствие сообщало об обнаружении в доме Гадирова в селе Даштепе Марнеульского района Грузии его фотографий с оружием в руках. На оборотной стороне одного фото написано: "24 февраля 2009 г. Гадиров Фарда Одинокий Волк", на другой: "У меня каждый шаг смерть. 10 ноября 2008 г. Гадиров Фарда".
В доме найдены также видеокассеты и записка: "Посмотри в камеру телефона и увидишь, кто я". На видеокамере телефона запечатлен Гадиров в волчьей маске, где он говорит: "Для меня нет любви, а только ненависть. Приеду в Баку и убью всех, кто попадется на моем пути, полиции не сдамся и получу удовольствие от убийства". Там же запечатлена съемка, как Гадиров стреляет из пистолета.
Отметим, что судебные надзиратели Суда по тяжким преступлениям не позволили корреспондентам независимых СМИ проводить фото и видеосъемку во время оглашения приговора.
В частности, заместитель начальника судебных надзирателей Суда по тяжким преступлениям Ильгар Исмайлов запретил корреспондентам ВВС, "Радио Свобода" и некоторым другим вести съемку, заявив, что это его "личное" дело кому позволять съемку, а кому нет. У корреспондента агентства Turan фото-видео камера и вовсе была отобрана.
В то же время процесс оглашения приговора полностью снимали операторы местных телеканалов, подконтрольных властям.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08